Русская словесность

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
Организационно-педагогические условия
реализации программы

III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой
(Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов // Программы для
общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010). Данная программа
конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся.
На занятиях словесности ученик узнаёт законы употребления языка, своеобразие
словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов.
Словесность учит детей воспринимать произведение как единое целостное явление
искусства слова. На уроках школьник учится творческому употреблению родного языка.
В 8 классе на занятиях словесности обучающиеся осваивают понятие о семантике средств
языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе;
учатся оценивать качество текста.
Изучение курса в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
•
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной
деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
•
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
•
развитие представления о том, что такое автор, рассказчик, разновидности
авторского
•
развитие умения самостоятельно различать автора, рассказчика и героя в
эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное
средствами языка, умения понимать значение средств языкового выражения содержания в
произведениях всех родов.
Эта программа предполагает развитие художественно – творческих способностей детей.
У обучающихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное
освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной
и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.
Программа 8 класса представляет собой курс, направленный на то, чтобы
вооружить обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со
структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями
произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и
педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является
урок, кроме того, материал преподносится и в нетрадиционной форме (путешествия,
инсценирование отрывков художественных произведений, составление сценариев,
иллюстраций по прочитанным произведениям).
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами являются осознанное, творческое чтение
художественных
произведений
различных
жанров;
выразительное
чтение
художественного текста; различные виды пересказа; ответы на вопросы , раскрывающие
знание и понимание текста; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ произведения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений.

1.2
-

Нормативно-правовые основания разработки программы

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании
образовательной деятельности";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. N196 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам‖;
приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к
структуре официального сайта образовательной организации в информационно
телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»;
приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих
требований к определению нормативных затрат на оказание государственных
(муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики,
применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения
государственного
(муниципального)
задания
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным муниципальным
учреждениям;
приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
приказа
Минобрнауки
России
от
11.05.2016 №
536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и иных работников
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
методических
рекомендаций
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;

1.3Актуальность программы.
Программа по словесности призвана научить детей рассматривать язык как материал
словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое
целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

1.4 Цель и задачи программы:
Цель изучения русской словесности в школе – приобщение учащихся к
искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа
литературного образования – чтение и изучение художественных произведений,
знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными
фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по русской словесности – помочь ученику, творчески
овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества, научить школьников
видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к
предмету
изображения,
понимать
значение
лексических,
фонетических,
словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности,
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.

1.5 Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении предмета «Русская словесность», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русскому языку и
русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Русская словесность» в
основной школе проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
 владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
1.6
Трудоемкость образовательной программы составляет 68 часов в год.
Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.
Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

1.7

№
п.п.

II.

Содержание программы «Русская словесность»

2.1

Учебный план

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
промежуточной
аттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

1

Русская словесность
Итого

68
68

0
0

68
68

2.2
Календарный учебный график
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
34 учебные недели
Форма занятий. очная

проект

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
Тема 1. Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания,
оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить
предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса,
логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения
голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных
слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль
архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.
Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры,
олицетворения, метонимии.
Обучающиеся должны знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики,
синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических
фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания,
эллипсиса.
Обучающиеся должны уметь: видеть в тексте языковые способы изображения явления и
выражения отношения автора к предмету изображения, понимать значение лексических,
фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности, выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.
Тема 2. Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской
оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом
и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса,
каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Обучающиеся должны знать: сущность комического, как развить чувство юмора
Обучающиеся должны уметь: видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом
произведениях, выразительно читать и рассказывать сатирические и юмористические
произведения, использовать языковые средства комического изображения в собственных
сочинениях.
Тема 3. Качество текста и художественность произведения
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и
нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие
стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания
его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Обучающиеся должны знать: развитие «чувства стиля».
Обучающиеся должны уметь: оценить качество текста: его правильность, точность,
стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания, различать удачные и
неудачные выражения, редактировать и совершенствовать текст, увидеть своеобразие
художественного текста, его достоинства и недостатки.

Произведения словесности:
Тема 4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления
повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении.
Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно прямая речь в
монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный
герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке
и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ
выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица
«всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
Обучающиеся должны знать: своеобразие языка эпического произведения; описание,
повествование, рассуждение, понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор,
рассказчик.
Обучающиеся должны уметь: понять авторскую мысль, учитывая все средства ее
выражения в эпическом произведении; различать героя, рассказчика и автора, видеть
разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя; создавать
собственные произведения,
употреблять в них
различные средства словесного
выражения идеи, писать сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии
эпического произведения.
Тема 5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и
чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений
для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса.
Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в
лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Обучающиеся должны знать: значения средств языкового выражения содержания при
чтении лирического произведения.
Обучающиеся должны уметь: почувствовать и передать в чтении своеобразие образапереживания в лирическом произведении, создавать стихи, используя в них различные
способы выражения идеи, писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Тема 6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в
драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как
главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в
драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в
драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом
произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской
позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок,

художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Обучающиеся должны знать: значения средств словесного выражения содержания
драматического произведения.
Обучающиеся должны уметь: понять идею драматического произведения и передать ее
в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены, создать собственное драматическое
произведение с использованием различных способов выражения идеи, писать сочинениерассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Тема 7. Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи
произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета,
композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи,
произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических
образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной
словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью
решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Обучающиеся должны знать: идейно-художественного смысла использования традиций
духовной литературы, мифологии, фольклора.
Обучающиеся должны уметь: видеть авторскую позицию в произведениях, в которых
используются идеи, образы, стиль произведений прошлого, создавать собственные
произведения с использованием традиций.

Тематическое планирование
Темы

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

Тема 1. Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое
значение слова
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации,
аллитерации и ассонанса
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем,
создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов,
омонимов.
Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и
заимствованных слов
Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное
значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Тема 2. Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления.
Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи
героев в юмористическом и сатирическом произведении
Использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура,
остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Тема 3. Качество текста и художественность произведения
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к
тексту

Кол-во
часов
24
4
4
4
4
4
4
20
4
4
4
4
4
16
4

13

14
15

16

17

18
19
20

21
22
23
24

25

26
27
28

29
30

31

Художественность произведения. Особая роль языка в
художественном произведении. Выбор необходимых языковых
средств
Стройность
композиции,
последовательность
изложения,
соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на
мир. Великие художественные произведения.
Произведения словесности
Тема 4. Языковые средства изображения жизни и выражения
точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и
особенности употребления повествования, описания, рассуждения,
диалога и монолога в эпическом произведении
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический
герой. Литературный герой как способ воплощения мыслей автора о
человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные
средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Повествование от лица «всеведущего автора»,
от лица рассказчика — участника или свидетеля событий
Сказ.
Тема 5. Языковые средства изображения жизни и выражения
точки зрения автора в лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового
выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм. Перенос как выразительное средство в стихах
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения
мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи,
монорим.
Тема 6. Языковые средства изображения жизни и выражения
точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога
и монолога как главных средств изображения жизни и выражения
авторской точки зрения
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ
выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и
авторских ремарок, художественной детали, подтекста для
выражения идеи произведения.
Тема 7. Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития.
Воздействие Библии на русскую литературу
Мифологические образы в русской литературе. Значение
использования мифологических образов и образов народной
словесности.
Написание творческих работ
ИТОГО

4

4
4

20
4

4

4
4
4
16
4
4
4
4
16
4

4
4
4

24
8
8

8
136

III. Организационно-педагогические условия
реализации программы
3.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 12,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей среднего школьного возраста.
3.2.
3.3.

Форма обучения – очная
Режим занятий – 2 раза в неделю, 2 занятия в день по 40 минут, перемена 10 минут.

3.4. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5.

Требования к кадровым условиям реализации программы

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
филологическое педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности в области основного общего образования,
медицины и воспитания подростков.
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Формы контроля результативности обучения
Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим
образом:
- самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания с помощью
- выполнение практических и проектных работ;
- выставки полученных результатов деятельности на занятиях;

- участие в конкурсах проектных и исследовательских работах, региональных и др.
уровней;
- диагностика предметных и метапредметных результатов.
V. Методические материалы

Список литературы
1.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования по русской словесности // Официальные документы в образовании, 2004, № 5.
2.
Альбеткова Р.И. Основы русской словесности: От слова к словесности для 5-9
классов.-// Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М.,2008.
3.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность» 8
класс. М., 2010
4.
Учебник – Альбеткова Р.И. «Русская словесность», М., «Дрофа», 2010 г.
5.
Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. – М.,
1998
6.
Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. – М., 1980
7.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991
8.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988
9.
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980
10.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993
11.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. – М., 1996. – Ч.1, 2
12.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».