Ступеньки к школе

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Ступеньки к школе»

Направленность: социально-гуманитарная
Возраст: 6-7 лет
Класс: дошкольная группа
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 84 часов

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Е.В. Яковлева,
не опубликована, 2022г.

1

Содержание:
I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её
постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и
педагогов — практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки
необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о
том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное
поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор,
запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной
жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то
становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к
школе.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования, подготовлен портрет дошкольника,
поступающего в первый класс.
Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно - гигиеническими навыками:
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
вербальные и невербальные способы общения;
и взрослыми;

1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
Программа «Ступеньки к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе
разработана в соответствии с
 Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 №286 )
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 17.10.2013 №1155 с изменениями)
3



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

1.3 Актуальность программы определена тем, что ежегодный анализ состава
первоклассников показывает, что 17-25% из них не посещали дошкольных учреждений, и
уровень их «стартовых возможностей» при поступлении в школу зачастую ниже, чем
уровень дошкольников, посещающих дошкольные учреждения. Диагностика уровня
адаптации на протяжении трех последних лет показывает у 3-8% первоклассников
уровень дезадаптации, у 10% - уровень неполной адаптации, эмоциональную
тревожность. Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к
школе, снижения уровня тревожности при поступлении в школу целесообразно освоение
данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ступеньки
к школе», которая направлена на выравнивание стартовых возможностей будущих
обучающихся, на формирование предпосылок к учебной деятельности.
Программа «Ступеньки к школе» предусматривает создание вокруг ребенка
положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности,
активизирующей творческий потенциал.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ
первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка,
на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от
непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой
последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к
творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
• общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
• развитие творческой деятельности;
• развитие личностных компетенций;
• поддержка и сохранение здоровья;
• формирование духовно-нравственных установок и ориентации;
• развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
• сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность;
• доступность и достаточность;
• наглядность;
• достоверность;
• комплексность;
• взаимосвязь с окружающим миром;
• использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений
детского творчества;
4

• разнообразие игровых и творческих заданий;
• многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная,
художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность:
• игра;
• продуктивная, творческая деятельность;
• конструирование и моделирование.
Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление;
выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Новизна программы заключается в интегративном подходе к отбору содержания
обучения. В один день проходят три занятия на формирование трех различных
навыков: письма, чтения, математического. Все три занятия построены на одном
содержательном материале, что позволяет комплексно подойти к формированию
навыков, что в свою очередь влияет на прочность навыка и на формирование
целостной картины окружающего мира ребёнка.

1.4 Цели и задачи программы
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с
одной образовательной ступени на другую.
Программа «Ступеньки к школе» решает задачи общего развития будущего
первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Основные задачи:

льно-волевой сферы;

1.5 Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при
подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- символическое моделирование и преобразование объекта;
5

достраиванием, выполнением недостающих элементов;

строение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:

ей деятельности по результату;

Коммуникативные УУД:
- позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками;

Предметные результаты
Ребёнок научится:

венные стороны поступков людей;

количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

Ребенок получит возможность научиться:
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
квами;


6

различать малые фольклорные
колыбельные, потешки);

жанры

(загадки,

скороговорки,

чистоговорки,

обратном направлении;

1.6 Трудоемкость образовательной программы составляет 84 часа.
Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной
работы обучающегос, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.
1.7 Язык обучения. Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.
В рамках реализации образовательной программы используются следующие виды
учебных занятий: практические занятия.
Форма организации занятий – групповая.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный план
№
п.п.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
промежуточной
аттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

1

«В мире звуков и букв»,
«Говорим о доме и о
семье»

28

0

28

Зачет

2

«Готовим руку к письму и
учимся писать красиво»
«В мире чисел и цифр»

28

0

28

Зачет

28

0

28

Зачет

Итого

84

0

84

3

2.2. Календарный учебный график
Режим занятий №1:
7

2 раза в неделю по 3 занятия
Продолжительность занятия: 20 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1.
2.
3.

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
«В мире звуков и букв»,
«Говорим о доме и о семье»
«Готовим руку к письму и
учимся писать красиво»
«В мире чисел и цифр»
Всего:

Количество
часов

Период обучения/недели

28

1-14недели обучения

28

1-14 недели обучения

28

1-14 недели обучения

84

14 недель обучения

Режим занятий №2:
1 раз в неделю по 3 занятия
Продолжительность занятия: 20 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1.
2.
3.

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
«В мире звуков и букв»,
«Говорим о доме и о семье»
«Готовим руку к письму и
учимся писать красиво»
«В мире чисел и цифр»
Всего:

Количество
часов

Период обучения/недели

28

1-28 недели обучения

28

1-28 недели обучения

28

1-28 недели обучения

84

28 недель обучения

2.3. Рабочая программа разделов (модулей)
Программа «Ступеньки к школе» реализует несколько разделов.
1. «В мире звуков и букв» Основная цель раздела состоит в проведении мероприятий,
направленных:

последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, определять
количества слов в слове, выделение предложений из речи);
полученных детьми дома, в детском саду, пересказ знакомых сказок, составление по
картинке или серии картинок определенного количества предложений объединенных
общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета,
8

составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с
прочитанным, по сюжету, предложенному учителем);
на жизненный опыт ребенка
Содержание раздела.
Мы живём в России. Предметы вокруг нас
Как прекрасен этот мир, посмотри! Мир полон звуков
Знакомство с предложением. Кто придумал все слова.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Слово делится на части. Знакомство с ударением
Как хорошо уметь читать!
Гласный звук а. Буквы Аа. Открываем театр
Согласные звуки м мь Буквы Мм. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Гласный звук у. буквы Уу.Знакомство с восклицательным знаком
Согласные звуки н.нь. Буквы Нн. Большая буква в именах.
Гласный звук о.Буквы Оо. Использование в речи слов он она оно.
Читай, смекай, рассказывай!
Согласные звуки с сь. Буквы Сс. Снежная страничка.
Гласный звук ы. Буква ы. Один –много.
Гласный звук и. Буквы Ии. Учимся задавать вопросы.
Согласные звуки л ль. Буквы Лл. Лисичкина страничка.
Согласные звуки к кь Буквы Кк. Учимся образовывать слова
Согласные звуки р рь. Буквы Рр. Страничка юного техника
Согласный звук й. Буквы Йй. В гостях у доктора Айболита.
Согласные звуки т ть. Буквы Тт
Согласные звуки д дь.. Буквы Дд. Домашние питомцы.
Согласные звуки в вь. Буквы Вв Страничка о воде
Гласный звук э. буквы Ээ. Играй, смекай, рассказывай!
Согласные звуки Б бь Буквы Бб
Согласные звуки г гь. Буквы Гг.
Согласные звуки п пь. Буквы Пп
Согласные звуки ф фь Буквы Фф
Согласный звук ш. Буквы Шш
Согласный звук ж. Буквы Жж
Согласные звуки з зь Буквы Зз. «Зайкина» страничка.
Буквы Ее. Играй, считай, рассказывай!
Буквы Ёё. Буквы Яя. Буквы Юю
Звуки х хь Буквы Хх
Звук ц Буквы Цц
Звук ч. Буквы Чч. Звук щ Буквы Щщ
Знакомство с мягким и твёрдым знаками.
Алфавит. Играй, считай, рассказывай!
*Раздел «Говорим о доме и семье» интегрируется с разделом «В мире звуков и букв».
Целью данного раздела является речевое развитие ребёнка, расширение словарного
запаса, уточнение представлений о том, как изменяются слова родного языка, их
образование, употребление в речи, развитие языкового чутья и связной речи, развитие
критического отношения к речевым ошибкам, формирование умения контролировать
свою речь, быть внимательным к речи окружающих, расширение кругозора ребёнка.
Содержание раздела.
Я И МОЯ СЕМЬЯ.
9

Имя, отчество, фамилия. День рождения бабушки.
Я расту. С утра до вечера. Я гуляю.
МОЙ ДОМ И МОИ ОБЯЗАННОСТИ
Моя квартира. В детской. В прихожей.
На кухне. В гостиной.
2. «В мире чисел и цифр». В модуле реализуется основная методическая идея —
развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если
оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим
содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий,
формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого
возраста. Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
простейших математических терминов;
х способностей;

Содержание раздела.
Числа и цифры вокруг нас. Как хорошо уметь считать.
Твои помощники. Учимся сравнивать.
Знакомство с клеточкой. Число и цифра 1.
Сравниваем: больше, меньше, столько же.
Число и цифра 2. Математика приглашает в спортзал.
Знаки больше и меньше. Знак равенства.
Число и цифра 3. Знаки сложения и вычитания.
Число 3 в играх и сказках. Решай, смекай. Отгадывай!
Число и цифра 4. Играем, наблюдаем, измеряем.
Математика на кухне. Четыре времени года.
День и ночь –сутки прочь.
Число и цифра 5. Вокруг нас опять число 5.
Рисуй, считай, отгадывай!
Увеличиваем и уменьшаем числа на 1.
Число и цифра 6. Приглашаем на день рождения!
Предметов не счесть, где есть число 6.
Число и цифра 7. Неделя полезных дел.
Решай, смекай, отгадывай! Число и цифра 8.
Как и чем можно измерять длину.
Наблюдай, смекай, отгадывай!
Число и цифра 9. Фокусы волшебного Карандаша.
Считай, смекай, отгадывай!
Число и цифра ноль. Знакомство с десятком.
Экскурсия на почту. Математика на суше и на море.
Число 11. Число 12 и другие числа второго десятка.
С новым годом. День защитника Отечества.
Восьмое марта. День Победы.
10

3. «Готовим руку к письму и учимся писать красиво». Целью данного модуля является
создание необходимых условий для развития у шестилетних детей основ каллиграфии –
искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв.
Для достижения данных целей в течение учебного года предстоит решать следующие
задачи:
Образовательные:
руки.
равильную посадку при письме.

Развивающие:
графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д. –
боты со знаками (буквами)
– символами.
восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект),
творческие способности.
Воспитательные задачи:
вать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
писать в школе.
того, что «писать красиво – легко и приятно».
Содержание раздела.
Буквы и слова вокруг нас. Как писали в старину. Как подготовиться к письму.
Знакомимся с буквами Г и Т. Знакомимся с буквами П, Н, Ч.
Знакомимся с буквами Е, Ё, Ш. Знакомимся с буквами Ц и Щ.
Знакомимся с буквами Л и А. Знакомимся с буквами И, Й, Д.
Знакомимся с буквами У и X. Знакомимся с буквой М.
Знакомимся с буквами Ь, Ы, Ъ. Знакомимся с буквами Р и Б.
Знакомимся с буквами Ф и Я. Знакомимся с буквами В и 3.
Знакомимся с буквами С и Э. Знакомимся с буквами 0 и Ю.
Составляем слова. Весёлая переменка. Страна Букволандия.
Весёлая переменка. Страна Букволандия.
Знакомимся с косой разлиновкой.
Учимся писать наклонные линии и делить их на части — первые и вторые. .«воротца»
Учимся писать «качалочку» и подниматься по крючку до середины – третьи и четвёртые
«воротца».
Учимся писать и прятать «секрет» — пятые, шестые и седьмые «воротца».
Знакомимся с «придворными» Королевы.
ЗнЗнакомимся с условными значкам на н, словах.
Складывае з,м элементы основного алгоритма.
Учимся писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш.
Учимся писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у.
Учимся писать буквы л, J1; м, М . .
Учимся писать буквы ч, Ч; У.
11

Учимся писать буквы г, п, т, р. Учимся писать буквы Г, П, Т, Р.
Учимся писать буквы о, О; с, С. Учимся писать буквы а, д, ф, А и Д.
Учимся писать буквы к, К, Ф. Учимся писать буквы б и в, Б и В.
Учимся писать буквы з, З, е, Е. Учимся писать буквы н, Н, ы, ю, Ю.
Учимся писать буквы э, Э, х, Х, ж, Ж, я, Я. Учимся писать буквы ь и ъ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. «В мире звуков и букв», «Говорим о доме и о семье»
№
п/п
1

2

Тема занятия
Мы живём в России.
Имя, отчество и
фамилия. Игры с
буквами.
Предметы вокруг нас.

1

1

Учить детей различать предмет и слово,
обозначающее этот предмет.
Познакомить со звуковыми схемами слов.
Формировать умение различать гласные и
согласные звуки.
Первоначальное представление о слоге как
минимальной произносительной единице
речи. Формировать умение делить слова на
слоги. Ударение и ударный слог
Как хорошо уметь
Рассказать о том, как хорошо уметь читать
читать!
самостоятельно. Учить находить знакомые
Я расту. Игры с буквами. буквы в словах, ассоциировать буквы со
знакомыми понятиями, именами,
явлениями и т.д.
Учить находить знакомые буквы в словах,
ассоциировать буквы со знакомыми
понятиями, именами, явлениями и т.д.

1

Как прекрасен этот мир!
Мир полон звуков.

4

День рождения бабушки.
Игры с буквами.
Знакомство с
предложением.

6

Государственные символы России.
Столица России. Национальные костюмы.
Семья, фамилия, имя, отчество.

Кол-во
часов

Назначение предметов их свойства и
качество.
Дать представление о речи как процессе
общения между людьми.
Звуки. Дать первоначальное представление
о том, как зарождалась речь.
Семья, семейные праздники.
Учить детей различать слово и
предложение. Познакомить учащихся с
графической моделью предложения.

3

5

Содержание занятия

Кто придумал все слова.
Звуки речи. Гласные
звуки и согласные.
Слово делится на части.
Знакомство с ударением.

12

1

1

1

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Гласный звук а. Буквы
А, а. Открываем театр.

Знакомство с «Алфавитным домиком», с
гласными звуками [а] и буквами А и а, [у]
] и буквами У и у, обозначающими эти
звуки на письме.

1

Познакомить с парными
(по твёрдости-мягкости) согласными
звуками [м],[м’] и буквами М и м,
обозначающими эти звуки на письме.
Учить читать слоги и двусложные слова.
Согласные звуки н,н.
Познакомить с парными
Буквы Н, н. Большая
(по твёрдости-мягкости) согласными
буква в именах.
звуками [н],[н’] и буквами Н и н,
обозначающими эти звуки на письме.
Информировать об использовании
большой буквы в написании имён людей и
кличек животных.
Гласный звук о. Буквы
Познакомить с гласным звуком [о] и
О,о. Использование в
буквами О и о, обозначающими
речи слов он, она, оно.
этот звук на письме.
Читай, смекай,
Развивать умения наблюдать за
рассказывай.
окружающим миром, развивать умение
находить знакомые буквы в словах.
С утра до вечера. Игры с Познакомить с понятием сутки, развивать
буквами.
умение отличать в сутках утро, день, вечер
Согласные звуки с, с.
и ночь. Рассказать о чередовании суток в
Буквы С, с. «Снежная
определённой последовательности.
страничка».
Познакомить с парными
(по твёрдости-мягкости) согласными
звуками [с], [с’] и буквами С и с,
обозначающими эти звуки на письме.
Гласный звук ы. Буква ы. Познакомить с гласным звуком [ы] и
«Один-много».
буквой ы, обозначающей этот звук на
письме.
Гласный звук и. Буквы
Познакомить с гласным звуком [и] и
И, и. Учимся задавать
буквами И и и, обозначающими этот звук
вопросы.
на письме. Познакомить с использованием
буквы и для обозначения мягкости
предшествующих согласных звуков на
письме.
Согласные звуки л,л.
Познакомить с парными
Буквы Л, л. «Лисичкина (по твёрдости-мягкости) согласными
страничка».
звуками [л],[л’] и буквами Л и л,
Я гуляю. Игры с
обозначающими эти звуки на письме.
буквами.
Согласные звуки к,к.
Познакомить с парными
Буквы К, к. Учимся
(по твёрдости-мягкости) согласными
образовывать слова.
звуками [к],[к’] и буквами К и к,
обозначающими эти звуки на письме.

1

Гласный звук у. Буквы
У, у. Знакомство с
восклицательным
знаком.
Согласные звуки м,м.
Буквы М,м. Твёрдые и
мягкие согласные звуки.

13

1

1

1

1

1

1

1

16

17

18

19

20

21

22

23

Согласные звуки р, р.
Буквы Р, р. Страничка
юного техника.
Согласный звук й. Буквы
Й, й. В гостях у доктора
Айболита.
Моя квартира. Игры с
буквами.

Согласные звуки т, т.
Буквы Т, т.
Согласные звуки д, д.
Буквы Д, д. Домашние
питомцы.
Согласные звуки в, в.
Буквы В, в. Страничка о
воде.
В детской. Игры с
буквами.

Познакомить с парными
( по твёрдости-мягкости) согласными
звуками [р],[р’] и буквами Р и р,
обозначающими эти звуки на письме.
Познакомить с непарным мягким
согласным звуком [й’] и буквами Й и й,
обозначающими
этот звук на письме.
Развивать умение различать помещения в
квартире, доме, определять их
предназначение. Определять предметы и
мебель для каждого помещения, их
предназначение.
Познакомить с парными
(по твёрдости-мягкости) согласными
звуками [т], [т’] и [д], [д’] буквами Т т, Д
д, обозначающими эти звуки на письме.

Познакомить с парными (по твёрдостимягкости) согласными звуками [в], [в’] и
буквами В и в, обозначающими эти звуки
на письме.
Поднять интерес к посильным домашним
обязанностям. Развивать память и умение
определять место предмета и его
предназначение.
Гласный звук э. Буквы Э, Познакомить с гласным звуком [э] и
э.
буквами Э и э, обозначающими этот звук
Играй, смекай,
на письме.
рассказывай!
Развивать умение составлять небольшие
рассказы по серии картинок, умение
классифицировать предметы и объединять
их в группы по общим признакам.
Согласные звуки б, б .
Познакомить с парными
Буквы Б, б .
(по твёрдости-мягкости) согласными
Согласные звуки п, п .
звуками [б],[б’] и [п],[п’] буквами Б и б, П
Буквы П, п .
и п обозначающими эти звуки на письме.
Согласные звуки г, г и ф Познакомить с парными
и ф. Буквы Г, г , Ф и ф
(по твёрдости-мягкости) согласными
звуками [г],[г’] и [ф],[ф’] буквами Г и г, Ф
и ф, обозначающими эти звуки на письме.
Согласные звуки ш, ж
Познакомить с непарным твёрдым
Буквы Ш, ш, Ж,ж
согласным звуком [ш] , [ж] буквами Ш и
ш, ж и ж, обозначающими эти звуки на
письме.

14

1

1

1

1

1

1

1

1

24

Согласные звуки з, з.
Буквы З, з. «Зайкина»
страничка.
На кухне. Игры с
буквами.

25

Буквы Ё, ё, Е,е, Я,я, Ю,ю

26

Согласные звуки х,х, ц,
ч.
Буквы Х, х, Ц,ц, Ч,ч

27

Согласный звук
Щ.Буквы Щ, щ.
В гостиной. Игры с
буквами.

28

Знакомство с мягким и
твёрдым знаками.
Алфавит.
Обобщение и
повторение. Игры с
буквами.

Познакомить с парными (по твёрдостимягкости) согласными звуками [з], [з’] и
буквами З и з, обозначающими эти звуки
на письме.
Уточнить названия кухонных
принадлежностей, их использование и
хранение, рассказать об использовании и
работе с бытовой техникой.
Познакомить с буквами Е,е, Ё, ё, Я,я, Ю,
ю,обозначающими на письме сочетания
звуков [й’о], [й’а], [й’у], [й’э].
Познакомить с парными (по твёрдостимягкости) согласными звуками [х], [х’] [ц],
[ч’] и буквами Х и х, Ц и ц, Ч, ч,
обозначающими эти звуки на письме.
Познакомить учащихся с непарным
мягким согласным звуком [щ’] и буквами
Щ, щ, обозначающими этот звук на
письме.
Продолжать поднимать интерес к
выполнению посильных домашних работ,
беседовать о безопасном использовании
бытовой техники, определять
предназначение предметов мебели в
гостиной.
Познакомить с буквой ь как показателем
мягкости предшествующего согласного
звука. Познакомить с разделительным
твёрдым знаком.
Познакомить с игровыми элементами.
Обобщать знания, полученные в течении
учебного года.

ИТОГО

1

1

1

1

1

28

Раздел 2. «Готовим руку к письму и учимся писать красиво»
№

Тема занятия

Содержание занятия

15

Кол-во
часов

1

2

3.

4.

Вводное занятие. Буквы и
слова вокруг нас Как
подготовиться к письму.
В. Даль. «Лисалапотница»

Штриховка. Дорожки.
В. Бианки «Хвосты»,
В.Гаршин «Лягушкапутешественница»

Знакомимся с буквами Г и
Т.
ОСЕНЬ. А. Толстой, А.
Плещеев,
И. Никитин

Знакомимся с буквами П,
Н, Ч.

Знакомство учащихся с гигиеническими
правилами письма: посадка, положение
прописи, ручки. Выявление уровня
готовности руки к письму.
Обогащение словаря. Развитие внимания к
связи внутреннего состояния героя с его
поступками. Формирование представлений
об устойчивости характера отдельных
животных в народных сказках.
Формирование умений слушать текст;
рассказывать о последовательности
действий персонажа; понимать переживания
героя, определять своё отношение к нему.
Развитие творческого воображения, навыков
коллективной деятельности.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Обогащение словаря. Формирование
представлений об устойчивости характера
отдельных животных в авторских сказках.
Формирование умений слушать текст;
рассказывать о последовательности
действий персонажа; понимать переживания
героя, определять своё отношение к нему.
Развитие творческого воображения.
Формирование умений писать вертикальные
и горизонтальные линии, печатать буквы Г и
Т.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Выявление эмоционально-оценочного
смысла слова в контексте произведения.
Развитие умения актуализировать
читательский и жизненный опыт.
Обогащение словаря. Сопоставление
описаний природы в произведениях разных
авторов.
Тренировка в заучивании наизусть.
Формирование умений писать вертикальные
и горизонтальные линии, выполнять
штриховку букв, печатать буквы П, Н, Ч.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.

16

1

1

1

1

5

Знакомимся с буквами Е,
Ё, Ш.
Штриховка, дорожки.
Ш. Перро «Кот в
сапогах».

Формирование умений писать вертикальные
и горизонтальные линии, выполнять
штриховку букв, печатать буквы Е, Ё, Ш.
Обогащение словаря. Формирование
представлений об устойчивости характера
отдельных животных в авторских сказках.
Формирование умений слушать текст;
рассказывать о последовательности
действий персонажа; понимать переживания
героя, определять своё отношение к нему.
Развитие творческого воображения, навыков
коллективной деятельности.

1

6

Знакомимся с буквами Ц
и Щ.
Штриховка, дорожки.
Л. Толстой «Орёл».

Формирование умений писать вертикальные
и горизонтальные линии, печатать буквы Ц и
Щ.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Обогащение словаря, позволяющего
оценивать героя. Соотнесение поступка и
внутреннего состояния героя. Обогащение
знаний о нравственной оценке поступка
героя. Формирование умения
воспроизводить в устной речи результаты
самостоятельного творчества.
Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, печатать буквы Л и А.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу
Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, печатать буквы И, Й, Д
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу
Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, печатать буквы У и X.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, находить основные места
соединения элементов и букв между собой:
1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней
частях букв и их соединений. печатать
буквы К и Ж.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Обогащение словаря. Развитие внимания к
связи внутреннего состояния героя с его
поступками. Формирование представлений
об устойчивости характера отдельных
животных в народных сказках.
Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, печатать буквы И, Й, Д
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу

1

7

Знакомимся с буквами Л
и А.

8

Знакомимся с буквами И,
Й, Д.

9

Знакомимся с буквами У
и Х.

10

11.

Знакомимся с буквами К
и Ж.
М. Пришвин «Гаечки».

Знакомимся с буквами И,
Й, Д.

17

1

1

1

1

1

12.

13.

14

Знакомимся с буквами У
и Х.
Знакомимся с буквами К
и Ж.
М. Пришвин «Гаечки».

Знакомимся с буквами В
и З.
Составляем слова.
Штриховка, дорожки.

Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, печатать буквы У и X.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, находить основные места
соединения элементов и букв между собой:
1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней
частях букв и их соединений. печатать
буквы К и Ж.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Обогащение словаря. Развитие внимания к
связи внутреннего состояния героя с его
поступками. Формирование представлений
об устойчивости характера отдельных
животных в народных сказках.
Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, элементы овала, печатать
буквы В и 3.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.

Знакомимся с буквами С
и Э.
ЗИМА. Н Некрасов
«Мороз, Красный нос».

Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, элементы овала, печатать
буквы С и Э.
Выявление эмоционально-оценочного
смысла слова в контексте произведения.
Развитие умения актуализировать
читательский и жизненный опыт.
Обогащение словаря. Сопоставление
описаний природы в произведениях разных
авторов.
Тренировка в заучивании наизусть.

16

Знакомимся с буквами О
и Ю.
Весёлая переменка.
Н. Суриков «Зима», И.
Никитин.

17

Знакомимся с косой
разлиновкой.
Учимся писать косые
линии и делить их на
части. «Качалочка»

Формирование умений писать прямые и
наклонные линии, элементы овала, печатать
буквы 0 и Ю.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Выявление эмоционально-оценочного
смысла слова в контексте произведения.
Обогащение словаря. Сопоставление
описаний природы в произведениях разных
авторов.
Тренировка в заучивании наизусть.
Знакомство с разлиновкой прописи.
Формирование умения обводить предметы
по контуру. Развитие наблюдательности.
Знакомство с этапами овладения алгоритмом
письма с помощью маршрутного листа.
Формирование умения писать «качалочку» и
наклонные линии и делить их на части –
первые и вторые воротца.

15

18

1

1

1

1

1

1

18

19

А. Толстой «Золотой
ключик, или приключения
Буратино».
Дорожки, штриховка.
Косые линии.

Знакомимся с
«придворными»
королевы. Дорожки,
штриховка.
Знакомимся с условными
значками на словах.
Э.Успенский «Память»

20

Учимся писать буквы и,
И, Й, й, ш, Ш.
ВЕСНА, А. Плещеев, А.
Пушкин.

21

Учимся писать буквы ц,
Ц, щ, Щ, у.
С. Дрожжин «Ласточка»,
«Первый гром».

Знакомство с этапами овладения алгоритмом
письма с помощью маршрутного листа.
Формирование умения прятать «секрет» —
пятые, шестые и седьмые «воротца».
Обогащение словаря. Развитие внимания к
связи внутреннего состояния героя с его
поступками. Формирование умений слушать
текст; рассказывать о последовательности
действий персонажа; понимать переживания
героя, определять своё отношение к нему.
Развитие творческого воображения, навыков
коллективной деятельности.
Знакомимся с «придворными» Королевы –
Незнайкой и Гномиком Секретиком.
Формирование умения обводить предметы
по контуру. Развитие наблюдательности.
Формирование умения находить основные
места соединения элементов и букв между
собой: «шалашики», «гнёздышки», 1/2, 1/3,
просветов в верхней и нижней частях букв и
их соединений.
Освоение основного алгоритма письма
(письмо буквы и).
Формирование умения писать буквы и, И; й,
Й; ш, Ш.
Выявление эмоционально-оценочного
смысла слова в контексте произведения.
Развитие умения актуализировать
читательский и жизненный опыт.
Обогащение словаря. Сопоставление
описаний природы в произведениях разных
авторов.
Тренировка в заучивании наизусть.
Формирование умения писать буквы
ц, Ц; щ, Щ; у.
Развитие наблюдательности и мышления.
Выявление эмоционально-оценочного
смысла слова в контексте произведения.
Развитие умения актуализировать
читательский и жизненный опыт.
Обогащение словаря. Сопоставление
описаний природы в произведениях разных
авторов.
Тренировка в заучивании наизусть.

19

1

1

1

1

22

Учимся писать буквы л,
Л, м, М.
С. Есенин «Черёмуха».
Учимся писать буквы ч,
Ч, У.
М. Пришвин «Курица на
столбах».

Формирование умения писать буквы л, J1; м,
М.
Развитие наблюдательности и мышления.
Выявление эмоционально-оценочного
смысла слова в контексте произведения.
Развитие умения актуализировать
читательский и жизненный опыт.
Обогащение словаря. Сопоставление
описаний природы в произведениях разных
авторов.
Тренировка в заучивании наизусть.

23

Учимся писать буквы г, п,
т, р.
Учимся писать буквы Г,
П, Т, Р.
В, Драгунский «Тайное
становится явным».

Формирование умения писать буквы г, п, т, р
Развитие наблюдательности и мышления.
Формирование умения писать буквы Г, П, Т,
Р
Развитие внимания к смыслу слова в
художественном тексте, внутреннему
состоянию героя. Формирование умения
оценивать чтение и высказывание товарища.
Формирование умения писать буквы о, О; с,
С
Развитие наблюдательности и мышления.
Развитие памяти и правильности речи.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Формирование умения писать буквы А, Д,
Ф.
Развитие наблюдательности и мышления.
Развитие внимания к смыслу слова в
художественном тексте, внутреннему
состоянию героя. Формирование умения
оценивать чтение и высказывание товарища.
Развитие памяти и правильности речи.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Формирование умения писать буквы к, б и в,
К, Ф.
Развитие наблюдательности и мышления.
Развитие памяти и правильности речи.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Формирование умения писать буквы з, З, е,
Е, Б, В; Нн, ы,ю.
1
Развитие наблюдательности и мышления.
Развитие памяти и правильности речи.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.

24

25

26

27

Учимся писать буквы о,
О, с, С.

Учимся писать буквы а,А;
д, Д и Ф.
В. Осеева «Волшебное
слово».

Учимся писать буквы к, б
и в, К, Ф.

Учимся писать буквы Б и
В; з, З, е, Е.
А.Барто «Вовка-добрая
душа»
Учимся писать буквы н,
Н, ы, ю, Ю. ЛЕТО. И.
Никитин.

20

1

1

1

1

1

28

Учимся писать буквы э, Э,
х, Х; ь и ъ.
Учимся писать буквы ж,
Ж, я, Я.
К. Бальмонт «Комарики –
макарики».

Формирование умения писать буквы э, Э, х,
Х, ь и ъ.
Развитие наблюдательности и мышления.
Развитие памяти и правильности речи.
Формирование умения выполнять
графическое задание по образцу.
Формирование умения писать буквы ж, Ж, я,
Я.
. Развитие умения актуализировать
читательский и жизненный опыт.
ИТОГО

1

28

Раздел 3. «В мире чисел и цифр»
№
1.

2.

3.

4

5

6

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во
часов

Числа и цифры 1,2. Логическая
задача на установление
закономерности.
Ориентирование на листе.
Числа и цифры 1,2,3.
Соотнесение количества
предметов с цифрой.
Треугольник.
Выкладывание треугольника из
счѐтных палочек.
Упражнение «Весѐлые клеточки»
Числа и цифры 1,2,3,4,5. Знаки
+,-,=. Сложение чисел 2,3,4,5 из
двух меньших. Их сравнение.
Логическая задача на
установление несоответствия.
Пространственные
представления.
Числа и цифры 1,2,3,4. Знаки +,,=. Квадрат.
Выкладывание квадрата из
счѐтных палочек. Игра на
развитие произвольного
внимания «Муха».
Числа и цифры 1,2,3,4,5.
Пятиугольник. Выкладывание
пятиугольника из счѐтных
палочек. Решение примеров.
Числовой луч.
Упражнение на развитие
образного представления
Число и цифра 6. Состав числа 6.
Знаки +,-,=. Решение примеров.
Шестиугольник. Выкладывание

Формирование умения соотносить число
2 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра 2).

1

Формирование умения выполнять
сложение чисел на основе знания
состава чисел 2 и 3. Пропедевтика
вычитания чисел, основанного на знании
состава чисел.

1

Формирование умения соотносить число
4 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра 4).

1

Формирование умения выполнять
сложение чисел на основе знания
состава числа 4.

Формирование умения соотносить числа
от 1 до 5 с цифрой и количеством
предметов. Формирование навыка
письма данных цифр, решения
примеров.

1

Формирование умения выполнять
сложение чисел на основе знания
состава числа 6.

1

21

7

8

8.

9

10

11.

12.

13

шестиугольника из счѐтных
палочек. Упражнение «Весѐлые
клеточки»
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6.
Решение примеров .Понятия
«длиннее»,«короче», «ещѐ
короче», «самый короткий».
Определение направлений в
пространстве
Понятия «длиннее», «короче».
Измерение длины. Сравнение по
длине с помощью знаков >,<,=.
Определение направлений в
пространстве. Упражнение на
развитие
произвольного внимания.
Измерение длины. Метр.
Сантиметр. Линейка как
измерительный прибор.
Измерение сторон
многоугольников. Соотнесение
количества предметов
с цифрой, знаки >,<,=.
Упражнение на развитие
произвольности внимания.
Измерение длины. Составление и
решение задач по
рисункам. Решение примеров.
Пространственные
представления.
Число и цифра 7. Решение
примеров. Многоугольники.
Логическая задача на анализ и
синтез. Ориентировка во времени
– дни недели.
Число и цифра 7. Соотнесение
количества предметов с
цифрой, знаки >,<,=.
Выкладывание прямоугольника
из счѐтных палочек. Логическая
задача на нахождение
закономерности и
классификацию.
Понятия «тяжелее», «легче».
Сравнение по массе. Решение
примеров. Упражнение на
развитие избирательности
внимания
Измерение массы. Решение задач
и примеров.
Развитие познавательного
интереса. Ориентировка

Формирование представлений о
взаимодействии действий сложения и
вычитания. Повторение состава чисел
4,5,6,7

1

Формирование умения сравнивать
предметы по длине. Положение в
пространстве.

1

Формирование умения измерять длину
отрезка, соотносить количество
предметов с цифрой; сравнивать
предметы по количеству.

1

Формирование умения составлять и
решать задачи на основе рисунка,
решать примеры в пределах 5.

Формирование умения соотносить число
7 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра 7).

1

1

Формирование умения сравнивать массу
предметов, решать задачи и примеры.

1

Формирование умения ориентироваться
во времени.

1

22

14

15.

16

во времени – сутки.
Число и цифра 8. Состав числа 8.
Решение примеров с помощью
числового отрезка.
Логическая задача на поиск
недостающей фигуры по
нескольким признакам.
Упражнение «Весѐлые
клеточки»
Число и цифра 8. Установление
соответствия между цифрой и
количеством предметов, знаки
>,<,=. Логическая задача на
классификацию. Знакомство с
названием месяца – март.
Состав числа 7,8. Объѐм.
Измерение объема. Сравнение по
объѐму. Упражнение на развитие
избирательности внимания.

17

18

19

Измерение объѐма. Установление
соответствия между
цифрой и количеством
предметов, знаки >,<,=.
Упражнение на развитие умения
анализировать
Число и цифра 9. Состав числа 9.
Решение примеров.
Логическая задача на поиск
лишней фигуры.
Упражнение «Весѐлые клеточки»
Число и цифра 9. Состав числа 9.
Составление и решение задач с
помощью иллюстраций.
Площадь. Измерение площади.
Квадратный см. Логическая

Формирование умения соотносить число
8 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра 8).

1

Формирование умения выполнять
сложение и вычитание чисел на основе
знания состава числа 8. Формирование
умения измерять длину отрезка с
помощью линейки

1

Формирование умения соотносить числа
7,8 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра
7,8).

1

Формирование умения устанавливать
соответствие между цифрой и
количеством предметов.

Формирование умения соотносить число
9 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра 9),
решение логических задач на
классификацию.

1

1

задача на классификацию.

20

21

22

23

Состав числа 8,9. Логическая
задача на установление
закономерностей
Число и цифра 0. Состав числа 9.
Упражнение «Весѐлые клеточки»
Число 10. Состав числа 10.
Решение примеров и задач.
Логическая задача на
установление
закономерностей.
Шар. Куб. Параллелепипед.
Соотнесение формы
предмета с геометрической

Формирование умения соотносить числа
8 и 9 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра 8и
9); решать логические задачи на
установление закономерностей.
Формирование умения соотносить число
0 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра 0).
Формирование умения соотносить число
10 с цифрой и количеством предметов.
Формирование навыка письма (цифра
10).
Формирование первоначальных
представлений о шаре, кубе,
параллелепипеде.
23

1

1

1

24

25

26

фигурой.
Упражнения на развитие
произвольного внимания
Шар. Куб. Параллелепипед.
Состав числа 10.
Упражнение на развитие
образного представления
Пирамида. Конус. Цилиндр.
Соотнесение формы
предмета с геометрической
фигурой. Составление и
решение задач с помощью
иллюстраций.
Символы. Состав числа 8,9,10.
Логическая задача на
классификацию.

Повторение

27
Повторение

III.

1

1

Формирование первоначальных
представлений о принципе построения
числового ряда. Знакомство с понятием
«следующее число», увеличение чисел в
числовом ряду на 1 при движении
вправо.
Развивать навыки количественного и
порядкового счета, навыки сложения и
вычитания, сравнения чисел.
Формирование умения выполнять
сложение чисел на основе знания
состава чисел в пределах 10.
ИТОГО

28

3.2.

Формирование умения соотносить
формы предмета с геометрической
фигурой, составлять и решать задачи с
помощью иллюстраций.

1

1

1

28

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимые для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню
подготовки обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на
обучение ребёнку должно быть не менее 5,5 лет. Данное требование
обусловлено тем, что содержание и виды деятельности, предусмотренные
данной программой составлены с учетом возрастных и физиологических
особенностей старшего дошкольного возраста.

3.3.

Форма обучения – очная

3.4.

Режим занятий
24

Режим занятий №1:
1
раза в неделю по 3 занятия
Продолжительность занятия: 20 минут
Перемена: 10 минут
Режим занятий №2:
2
раза в неделю по 3 занятия
Продолжительность занятия: 20 минут
Перемена: 10 минут
3.5.

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр презентаций,
работа в тетради.
Перечень оборудования:
• дидактический материал по обучению грамоте;
• дидактический материал по математике;
• дидактический материал по развитию мелкой моторики;
• дидактический материал по развитию речи;
• учебная литература;
• аудио и видео файлы по литературному чтению;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.

3.5.

Требования к кадровым условиям реализации программы

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области дошкольного или начального общего
образования и духовно-нравственного образования и воспитания дошкольников и
младших школьников.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (ПРАВИЛА) РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
требовательностью;

25

значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным,
комплексным;
— переход к новому этапу обучения только после
полного освоения материала предыдущего этапа;
закреплять механизмы реализации функции.
В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли,
раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его
эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе
занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной
атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей,
активизирующей их творческий потенциал.
Основная дидактическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет
более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной
деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием
заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие
как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы
используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с
другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со
счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним
поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для
успешного изучения программного материала начальной школы.
Виды деятельности, используемые на занятиях:
-игровая;
-познавательная;
- коммуникативная;
- работа в тетрадях;
- групповая;
- исследовательская;
- слушание, беседа;
- работа с иллюстрациями;
-просмотр роликов и презентаций
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Словесные:
*устное объяснение, анализ текста, музыкального произведения, беседа, обсуждение
проблемы, диалог - дискуссия, решение проблемных ситуаций
Наглядные:
26

*демонстрация иллюстраций, картинок, видеоматериалов, показ педагогом, работа по
образцу
Практический:
*игры, упражнения, ручной труд, рисование
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и способы деятельности
Частично – поисковый – коллективный поиск, решение поставленных задач
Исследовательский – самостоятельная практическая, творческая деятельность детей
Форма организации деятельности – методы:
- фронтальный
– групповой

ПРИЁМЫ: * игры, * упражнения, * решение проблемных ситуаций, * диалог, * устное
изложение, * подвижные игры, * беседа, *анализ текста, видеоматериала, музыкального
произведения.

IV. Оценка качества освоения образовательной программы
4.1. Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной
информации о качестве усвоения обучающимися учебного материала, управления
учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.
Форма текущего контроля – педагогическое наблюдение на занятии.
Критерии оценивания при проведении текущего контроля успеваемости:
правильность ответа по содержанию занятия (учитывается количество и характер ошибок
при ответе); рациональность использованных приемов и способов решения поставленной
учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и
эффективные способы достижения цели).
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу
ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

4.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся предназначена для определения степени
достижения планируемых результатов обучения. Форма промежуточной аттестации –
собеседование.

4.3. Итоговая аттестация обучающихся
27

Итоговая оценка уровня сформированности предпосылок УУД и предметных умений
определяется с помощью диагностических методик.
Способы определения результативности:
• наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями;
• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста;
• взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Диагностика уровня развития детей происходит в начале процесса обучения (тест
школьной зрелости Керна-Йерасика) и в конце курса обучения (тест и опросник КернаЙерасика). Форма проведения: тесты, анализ результатов работ детей, анкетирование
родителей, выполнение практических заданий.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью
метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы,
выступают педагоги и педагог-психолог.

V.

Методические материалы

5.1 Учебно-методическая литература
1. «В мире звуков и букв»: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе /
Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : Дрофа*Астрель, 2017. – 95 с.: ил. –
Планета знаний. Предшкольная пора
2. «Раз-ступенька, два –ступенька»: практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации , изд-во 3-е переработанное Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. –
Москва, Ювента, 2016, -256с.:ил.3. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Математика для детей 6-7 лет. Часть 2. Изд-во 3-е, перераб.,
2017, -64с., ил.
4. «Готовим руку к письму и учимся писать красиво»: Учебно – методическое пособие для
подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина. – Москва: Дрофа*Астрель, 2017. –
95с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
5. Кац Э.Э. Литературное чтение : учебно-методическое пособие для подготовки к школе.
— Москва : АСТ :Астрель, 2014
6. Петленко Л.В., Агибалова О. А. «Говорим о доме и о семье» 5—6 лет : Практическое
пособие для детей и родителей. — Москва : АСТ :Астрель, 2014.
5.2 Материалы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация (собеседование)
Методика проведения: учитель индивидуально общается с
дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.

1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
28

2. Какое животное больше: лошадь или собака?
3. Что раньше: обед или завтрак?
4. Днем светло, а ночью?
5. Утром мы завтракаем, а днем?
6. Яблоки, груши, персики – что это?
7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
8. Скажи одним словом: Москва, Кемерово, Киселевск – это

.

9. В каком городе ты живешь?

10. Какие ты знаешь транспортные средства?
11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – , маленькая собака - .
12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?
13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака
14. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?
15. Назови признаки изображенного на картине времени года.
16. Разрежь четырехугольник так, чтобы получилось 2 треугольника. Выполни
аппликацию «Ёлочка» из получившихся фигур.

17. Составь предложение о своей семье. Сколько слов в этом предложении?
18. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7
предметов).

Критерии оценивания работы:
Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 90 - 100% работы.
Средний уровень достижения планируемых результатов – 89 - 50% и более.
Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.
Критерии оценивания собеседования:
Собеседование «зачтено» – глубокий, осмысленный, полный по содержанию
ответ, не требующий дополнений и уточнений (или требующий лишь незначительных
уточнений и дополнений, которые обучающийся может сделать самостоятельно после
наводящих вопросов преподавателя).
Ответ должен характеризоваться последовательностью, логикой изложения, умением
обучающегося подтверждать основные теоретические положения практическими
примерами, устанавливать межпредметные связи, наличием собственной точки зрения
на излагаемую проблему. Учащийся должен продемонстрировать умение анализировать
29

материал, обобщать его, делать точные ѐмкие выводы. Ему необходимо хорошо
ориентироваться в содержании материала, быстро и точно отвечать на дополнительные
вопросы. Речь должна быть грамотной и достаточно выразительной.
Собеседование «не зачтено» – учащийся не может изложить содержание
материала, не знает основных понятий, не отвечает на дополнительные и наводящие
вопросы учителя.
5.3. Материалы итоговой аттестации
Тест Керна—Йерасека
Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования
детей: не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован
как для индивидуальных, так и для групповых обследований; имеет нормативы,
разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий для
проведения. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки
и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения
письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития
ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет
умение ребят воспроизводить образец. Эти задания также позволяют определить, может
ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.
Краткое описание теста: Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека
является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской
фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек.
Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на
вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов). Рисунок мужчины
нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть
обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, объединенных в
геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с
представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания
предъявляют требования в плане тонкой моторики руки. Инструкция к заданию 3:
«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй здесь, рядом, такие же».
Оценка выполнения теста Задание 1. Рисунок мужской фигуры.
1 балл является высоким баллом по трем заданиям.
1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову,
туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не
превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа),
имеются уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги
внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так
называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно
обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из
туловища.
30

2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме
синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец
руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается
синтетическим способом изображения.
3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности,
руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос,
одежды, пальцев, ступней.
4 балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми
линиями (достаточно одной пары конечностей).
5 баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание
головоногого изображения) или обеих пар конечностей.
Задание 2. Подражание письменным буквам.
1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно
удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины
образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное
слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение
горизонтальной линии не учитывается.
3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает
строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Образец: Он ел суп!
Задание 3. Срисовывание группы точек.
1 балл — почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое
отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо,
увеличение не должно быть.
2 балла — количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить
отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.
3 балла — целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине
оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном
количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот,
даже на 180 градусов.
4 балла — рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек.
Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.
5 баллов — черкание.
31

Образец:   



После того, как субтесты выполнены, психолог собирает бланки и проводит первичную
группировку бланков по результатам тестирования, отбирая детей с очень слабым,
слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению. Полученные
результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития
моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность
психической деятельности.
Для того, чтобы получить сведения о развитии мыслительных операций предлагается еще
опросник Я.Йерасека.
ОПРОСНИК
ОРИЕНТИРОВОЧНОГО
Я.ЙЕРАСЕКА

ТЕСТА

ШКОЛЬНОЙ

ЗРЕЛОСТИ

1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем ... Обедаем.
Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы == — 3 балла.
3. Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
4. Небо голубое, а трава ... Зеленая == 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...? Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1
балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум? Чтобы поезд не
столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов,
неправильный ответ == — 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный
ответ = — 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)? Хорошо показано = 4 балла.
Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов
= 0 баллов.
9. Маленькая корова-это теленок, маленькая собака-это..., маленькая овечка- это ...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = 1 балл.

32

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0
баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на
повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после
окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не
ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3 балла (они из
дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней
стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это животные или
приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по
деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед
тобой? У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия,
вокруг зарубки) = 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка =
2 балла. Неправильный ответ == 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...? Спорт, физкультура == 3 балла.
Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства,
самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный
перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные
средства — это то, на чем можно куданибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный
ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого ? Какая между ними разница? Три
признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо
видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2
различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.
18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы быть здоровыми,
закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не
были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина == 2 балла.
Неправильный ответ (чтобы чтонибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? вследствие этого несет
ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2
балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку
письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный
ответ = 0 баллов.
33

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых
по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по
пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
2 группа — плюс 14 до 23; 3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие
число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению. Общая
оценка результатов тестирования Готовыми к школьному обучению считаются дети,
получившие по первым трем субтестам по 3 балла. Группа детей, получивших 4—9
баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.
Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения
более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это
отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие
дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального
развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Таким образом, можно говорить, что методика Керна—Йерасека дает предварительную
ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению. Как мы отметили
уже в самом начале описания теста, данная методика направлена на определение развития
тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки; также тест позволяет
выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка.; эти задания также позволяют
определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».