Творческая мастерская

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ»

МОДУЛЬ: «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Направленность: художественная
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Количество часов: 136 (34 часов в год)

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Е.В. Яковлева,
не опубликована, 2022г.

Содержание:
I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержание программы

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)

Организационно-педагогические условия
реализации программы
3.1. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
3.2. Форма обучения.
III.

3.3. Режим занятий
3.4. Материально-технические условия реализации программы
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие
ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся
в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к
истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим,
но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение
непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда
не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не
случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному
искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному,
способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких
художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на
формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного
искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их
своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и
многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного
изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в
процессе собственной творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности.
Что же понимается под творческими способностями?
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального
продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены
усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от
образца, индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не
было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от
умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом
видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень
творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется
творческий результат.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является
обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие
творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия,
интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то
нового).
Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный
материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой,
бросовым материалом, тканью, гофрированной бумагой и др. материалами как
природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с
учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков
3

работы с бумагой и другими материалами будет начата с более простых поделок, а
постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа предназначена для детей 7-10 лет, проявляющих интерес к
прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием
различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную
часть программы.

1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
Программа разработана на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

1.3 Актуальность программы
Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного
возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно
для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения
кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более
сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для
просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника –
оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое
мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают
художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку
возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее
эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого
подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа
с бумагой, бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми
необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными
материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

1.4

Цели и задачи программы

Цель программы – формирование у детей художественной культуры как
составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой
активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Ребенок, занимающийся по данной программе становится участником
увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративноприкладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей, позволяет
одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров,
формированием эстетического вкуса вооружать ребят техническими знаниями, развивать
у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к
труду. На занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания
декоративных изделий.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой
моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной
4

программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для
творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют
развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют
эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
Обучающие:

освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов
дизайна;

выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
декоративно – прикладного искусства;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:

развитие
интереса,
эмоционально-положительного
отношения
к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок,
отвечающих художественным требованиям;

развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического
отношения к природному окружению своего быта;

развитие мелкой моторики рук;

развитие креативного мышления;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры.
Воспитательные:

воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;

воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

развитие коммуникативных способностей;

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
несовершеннолетних;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

1.5

Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
5

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное
отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам
труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о
цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки
и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного
искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного
создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
6

Познавательные универсальные учебные действия:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их
место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию
целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно –
прикладного искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить
свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты
такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
Предметные результаты.
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях
пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к
природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного
языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового
искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы,
человека, животного.

7

Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном
мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –
творческой деятельности в целом.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и
приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с
пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в
природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения
и развития бумагопластики,
сведения о материалах,
инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой
бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб,
ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на
прозрачную основу;
-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;
- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование
бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование
бисера для оформления интерьера;
- основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение,
комбинирование приёмов;
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и
композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения
бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания
работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления,
применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия:
масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского народного костюма;
-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских
обрядах и традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
-Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы
являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов,
мультфильмов.
Авторская кукла – как особое направление современного прикладного
творчества, виды, жанры кукол и их назначение.
Учащиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
8

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы
предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для
создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного
искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и
учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое
значение, а потому изготавливались строго по правилам;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного
искусства
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений
(шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы,
игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов:
линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей
изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях,
творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в
целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
курса в результате первого года обучения.
Личностными результатами является формирование следующих умений
«природа», «семья».
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-практической деятельностью;
-практической деятельности;
-практической деятельности;
ней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе;
9

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
жизненных ситуациях под руководством учителя.
ния заданий
ситуациях под руководством учителя.

внеурочной деятельности, жизненных

учебника;
снять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
деятельности класса на занятии.
или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
редметы, объекты на основе существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
помощью учителя;
источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре);
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

10

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений
дей своего региона
качестве, ритмичности.
материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, панно,
оригами на уровне общего представления;
резание, сборка, отделка;
перегибания.
переплетения.
е способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы
лепки.
работы ими;
очее место в соответствии с используемым материалом и
поддерживать порядок во время работы;
последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической
работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
инструктажа.
своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его
выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);

проявлять элементы творчества;
ний
(шаблон, булавки), правила работы с ними.
шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание,
скручивание, вдавливание);
ямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать
симметрично.
выполнении изделий.
свойства (цвет, фактура, форма и др.).
11

во время работы, правильно работать ручными инструментами;
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
курса в результате 2-го года обучения.
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций,
результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей
ремесленных профессий.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе
анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и
способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных
заданий в учебнике);
— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые
дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и
приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью
шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты
творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать
их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративноприкладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых
практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и
энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный
материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и
декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать
наиболее целесообразные способы решения задач из числа
освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
12

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно
анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
Знать (на уровне представлений):
— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство,
эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
— о гармонии предметов и окружающей среды;
— профессиях мастеров родного края,
— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во
время работы, убирать рабочее место;
— выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности;
— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на
инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение
принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической
деятельности.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
курса в результате
изучения данного курса в 3 классе.
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
— отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь
одноклассникам;
— проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
— испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной
деятельности, простейшем техническом моделировании;
— принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
— опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и
умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
Уметь:
— совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
— совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
— совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и
неизвестное;
— самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления
оптимального решения проблемы (задачи);
13

— коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их
реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
— осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с
помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов),
итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в
действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
— выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей
работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
— с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи
информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта),
энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
— открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений,
рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
— преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
— учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
— уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
— уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
Знать:
— о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
— о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
— узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространенные в крае ремесла;
— соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами
(светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
— названия и свойства наиболее распространенных искусственных и
синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
— последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольноизмерительных инструментов;
— основные линии чертежа (осевая и центровая);
— правила безопасной работы канцелярским ножом;
— косую строчку, ее варианты, их назначение;
— названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
— о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
— о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
— читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
— выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
14

— подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы
изготовления изделий;
— выполнять рицовку;
— оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
— находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в
том числе из сети Интернет),
— решать доступные технологические задачи.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
курса в результате
изучения данного курса в 4-ом классе.
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
— оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений,
соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
— описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда
мастеров;
— принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
— опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и
умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
— понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать
людей труда.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
Уметь:
— самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
— с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от
неизвестного;
— совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
— самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать
оптимальное решение проблемы (задачи);
— предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
— самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и
инструменты;
— выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
— осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять
модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
— искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике,
энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
— приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и
явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий,
использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
— делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
— формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
15

— высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
— слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
— уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении
проблемы (задачи).
Предметные результаты.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
Знать на уровне представлений:
— об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство
формы, функции и декора; стилевая гармония);
— о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
— организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в
соответствии с собственным замыслом;
— использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой
деятельности;
— бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

1.6

Трудоемкость образовательной программы составляет 34 часа в год.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

Содержание программы

II.
2.1 Учебный план
№
п.п
.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
промежуточной
аттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

1
2
3
4

Творческая мастерская – 1
год обучения
Творческая мастерская – 2
год обучения
Творческая мастерская – 3
год обучения
Творческая мастерская – 4

34

0

34

34

0

34

34

0

34

34

0

34
16

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое

год обучения
Итого

задание
136

0

136

2.2
Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1.

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
Литературное творчество
Всего:

Количество
часов
136
136

Период обучения/недели
34 недели обучения
34 недель обучения

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
Первый год обучения
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении
базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и
инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с
историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших
декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и
оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Пластилинография.
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение.
Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие
техник работ с пластилином.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в
горшке».
Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств
используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых
объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа
посредством пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Рыбка».
Теория Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику
пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.
5.«Натюрморт из чайной посуды»
Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
17

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
6.Рельефное изображение. «Ферма».
Теория Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием
имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке.
Теория Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в
другой на границе их соединения.
Закрепление технического приема работы с
пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.
8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы».
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют
объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных
лепестков с использованием чесноковыжималки.
9.«Ромашки»
Теория Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной
технологии
10.«Совушка – сова»
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся
умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на
части при помощи стеки.
12.«Снегурочка в зимнем лесу»
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей.
Реализация выразительного, яркого образа
Бумагопластика.
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования
мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.
Теория История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах,
инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с
использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ.
Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»
Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и
кусочков мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
3. «Птенчики».
Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
4.«Снегирь»
Последовательность выполнение работы.
Пространственные представления.
Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
18

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
6.Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием
мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги.
7. «Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
Бисероплетение
1.Вводное занятие.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование
бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное
положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
3.Параллельное низание.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья
коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное,
петельное и игольчатое
плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ
моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.
Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
4. Низание крестиками
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в
крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.
Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и
зарисовка простейших схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию
цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол,
брошей, кулонов и брелоков.
Изготовление кукол
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу.
Правила техники безопасности.
2.Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы.
История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском
народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое
решение.
3.Теневой кукольный театр.
19

Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
4.Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в
данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на
палец из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.
5.Итоговое занятие. Выставка –ярмарка.
Тематический план занятий 1 год обучения
№

Название разделов

Количество часов
1 класс
теория
1

практика

1

Введение: правила техники
безопасности

2

Пластилинография

1

7

3
4
5

Бумагопластика
Бисероплетение
Изготовление кукол

1
1
2

7
7
7

Итого

34 часа

Содержание программы 2 год обучения
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений
и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по
эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно
– прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
Пластилинография
1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся
навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ
соединения отдельных частей.
2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного
материала.
3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного
материала.
4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
20

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного
материала.
4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей
оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного
материала.
Бумагопластика.
1.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и
приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с
бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из
креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
3.Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения
снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
4.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном
виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение
сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
Бисероплетение.
1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого
плетения.
Практическая часть. «Мышка», «Кит».
2.Техника параллельного низания. «Бабочка»
Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения
объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера.
Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. «Бабочка»
3.Аппликация из бисера. «Открытка»
Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы
бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное,
игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения
элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление
композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для
оформления открытки, интерьера.
4.Бисерная цепочка с петельками.
Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и
последовательность выполнения. Условные обозначения.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению
различных подвесок и их подплетению к цепочкам.
Изготовление кукол.
21

1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
2.Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
Создание кукол.
Тематический план 2 год обучения.
№

Названия тем

Количество часов
2 класс
теор
1

прак

1

Введение: правила техники безопасности

2

Пластилинография

1

7

3

Бумагопластика

1

7

4

Бисероплетение

1

7

5

Изготовление кукол

2

7

Итого

34 часа

Содержание программы 3 год обучения.
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных
представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении
подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в
соответствии с поставленной задачей.
Введение: правила техники безопасности
1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.
Пластилинография.
1.Пластилинография – как способ декорирования.
Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.
2.Фоторамка.
Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов.
Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.
Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с
инструкцией. Определение порядка работы.
3.Подсвечник.
Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение.
Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.
Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.
4.Ваза.
22

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии
миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.
Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике
миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.
5.Объемно – пространственная композиция.
Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб,
ритм, симметрия, ассиметрия.
Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.
Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур
6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».
Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ
сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового
материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.
Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и
пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией
ведется от центра к периферии.
7. Витражи.
Бумагопластика
1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.
2.Конструирование из бумажных полос.
Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.
Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
Лебедь, цветок, сердце и т. д.
3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.
Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной
конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.
Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).
Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение
конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных
конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу
самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.
Бисероплетение.
1.Техника «французского» плетения (низания дугами).
Назначение и правила выполнения «французского плетения»
Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление
объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).
2.Бисерные «растения» в горшочках.
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование
приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.
Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета
цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.
3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.
Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке.
Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем
выполнения объёмных миниатюр.

23

Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Изготовление кукол
1.Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок
Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и
инструменты.
Практическая часть. Домовенок.
Последовательность выполнения работы по
инструкционной карте. Презентация готовых работ
3.Кукла – шкатулка
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по
инструкционной карте. Презентация готовых работ.
Тематический план 3 год обучения.
Название тем

Количество часов
теория
техники 1

практика

2

Введение:
правила
безопасности
Пластилинография(гипсографитя) 1

7

3

Бумагопластика

1

7

4

Бисероплетение

1

7

5

Изготовление кукол

2

7

1

Итого

34 часа

Содержание программы 4 год обучения
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в
собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
Введение: правила техники безопасности.
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно
– прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.
Пластилинография
1.Панно из пластилина.
Знакомство с принципами работы
Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе
(с использованием бросового материала).
2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.
24

Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение
рисунка на прозрачную основу.
Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой
располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение
рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.
3.Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона,
нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.
Практическая часть. Выполнение практической работы
4.Тематические композиции.
Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных
композиций.
Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая,
самостоятельная, коллективная деятельность.
Бумагопластика.
1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.
Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных
конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов,
определение последовательности выполнения работы.
Практическая часть. Кошка, собака.
2.Завивка, закругления
Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс
изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать
умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего
способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения
заданного образа.
Практическая часть. Эльф, фея, ангел.
Бисероплетение.
1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера
Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления
бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное
положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Праздничные сувениры
Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий:
параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование
приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и
композиционное решение.
Практическая часть.
Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки –
«валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций.
Сборка и закрепление.
3.Цветочные композиции – букеты
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное,
петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника
выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов.
Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних,
осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона
тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера
подарков и других предметов.
25

Изготовление кукол.
1.
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок,
рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного
прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения.
Материалы и инструменты.
2.
Подготовка материалов и инструментов.
Выбор
техники
исполнения.
Совместное
с
учащимися
определение
последовательности действий для создания авторской куклы.
Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию
кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и
инструментов.
3.
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
Планирование этапов работы
Практическая часть. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение
костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.
Тематический план 4 год обучения
№ Название тем

Количество часов
практика

1

7

2
3

Бумагопластика

1

7

4

Бисероплетение

1

7

5

Изготовление кукол

2

7

Итого

III.

теория
1

Введение:
правила техники
безопасности
Пластилинография(гипсография)

1

34 часа

Организационно-педагогические условия
реализации программы

3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 6,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей начального школьного возраста.
3.2.
3.3.

Форма обучения - очная
Режим занятий – 1 занятие в неделю, 1 занятие в день по 40 минут.
26

3.4.

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области начального общего образования и
воспитания младших школьников.

IV. Оценка качества освоения образовательной программы
 Первый уровень результатов – занятия
художественным творчеством,
приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте
творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как
основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи
предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды
нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности
предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях
сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о
наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании
предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их
социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и
инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для
творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при
изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках,
конкурсах ДПИ в школе, .
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для
творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, игрушечных
моделей, художественно-декоративных и других изделий для детского сада и т.д., участие
в художественных акциях в окружающем школу социуме.

27

Формы контроля.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании
портофолио.
 организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует
положительные мотивы к труду);
 однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
 постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
 тематические - по итогом изучения разделов, тем;
 итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
 выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах,
фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в
Интернете);
 Портфолио достижений учащихся.
Методы оценки результативности программы:
 количественный анализ;
 статистические данные;
 отслеживание
результатов
(наблюдение, диагностика);
 практические материалы.

учебно-познавательной

деятельности

учащихся

V. Методические материалы
Рекомендации по проведению занятий.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на
каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции
изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной
практической работы без помощи руководителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные
работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку
именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные
ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ребёнок вынужден применять в
новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно
занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы
останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного
напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Руководителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать
детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок
должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная
на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической
работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по
преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно
отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
28

На занятиях дети могут сидеть каждый за отдельным столом или все за одним.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а руководитель мог свободно подойти к
каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место
должно быть хорошо освещено.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. С целью повышения мотивации детей к выполнению предлагаемых в программе
заданий организовывать занятия в
увлекательной, необычной
форме, с
использованием игр.
2. В ходе каждого занятия проводить не менее двух динамических пауз, во время
которых выполняются упражнения на развитие и коррекцию двигательной сферы и
мелкой моторики.
3. Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к формированию
трудовых умений детей отдавать предпочтение подгрупповым занятиям (3-5
человек).
4. С
учетом
особенностей
коррекционно-развивающего
воспитательнообразовательного процесса на каждом занятии реализовывать организующую,
направляющую, разъясняющую и стимулирующую помощь для каждого ребёнка.
5. Четко определять задачу каждого занятия.
6. Подробно планировать трудовую деятельность детей на каждом ее этапе занятия.
7. Обязательно оценивать творческую рационализаторскую деятельность детей (как
сам процесс, так и его результат, т.е. готовое изделие).
8. Работа, предлагаемая детям, должна быть интересной и понятной по содержанию, а
также важной для них. Тогда и процесс труда сопровождается эмоциональной
реакцией на все, что делают дети. Такой положительный эмоциональный настрой
позволяет руководителю целенаправленно влиять не только на эстетическое, но и на
нравственное воспитание детей.
9. Для успешной реализации материала, для повышения эмоциональноположительного настроя и снятия напряжения и усталости, в структуру занятия
включаются физические, так и психологические и специальные оздоровительные
упражнения.
В водной части – постоянно проводятся упражнения «мозговая гимнастика».
Энергетические упражнения и коммуникативные игры могут чередоваться.
Цель упражнений – эмоциональный настрой детей на занятие.
В основной части проводятся следующие упражнения:
 Перед
выполнением
практических
видов
деятельности
обязательно
проводится пальчиковая гимнастика для разминки мелкой моторики рук
(длительность 2 мин.).
Цель: подготовить детей к выполнению ручной работы.
 На 20-25 минуте проводится комплекс физминутки в игровой сюжетной форме для
всего тела (длительность 2 мин.).
 На 30 минуте снижается активность зрения, устают руки, поэтому проводят
упражнения для глаз и рук (длительность 2 мин.).
Цель упражнений: снятие статического напряжения рук, глаз, всего тела.
В заключительной части занятие подводится итог и рефлексия.
Мозговая гимнастика
(упражнения для улучшения мозговой деятельности, длительность 2 мин.).
«Качания головой»
(упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте
плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в
29

сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает
слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки»
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание,
повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной
плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко
заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Вижу палец!»
указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см,
смотреть на палец в течение 4—5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый
глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и
смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз.
Повторить 4-6 раз.
Корригирующие упражнения для глаз.
«Маляры»
Движения глаз вверз – вниз. Плавно, 8-10 раз
«Ходики»
Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз
«Бабочка»
Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый
нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.
«Циферблат»
Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг.
Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.
«Мотылек»
Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение. Дети
моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька
Упражнения для снятия глазного напряжения
Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения
и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
«Палец двоится»
(облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд,
смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица,
медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт
двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»
глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»
двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем
вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом»
(снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную
ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Упражнения для рук
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и снятия усталости
рук
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце
упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.
Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем
расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.
30

Структура занятия:
1.
Показ и объяснение руководителя.
2.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.
3.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы работы:

теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование
полученных знаний;

работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
 практические занятия по изготовлению поделок.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем,
работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию (рассказ, показ, иллюстрация)

репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности (практические занятия)

частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с руководителем

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

эвристический – творческие задания.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на
занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами

индивидуально-фронтальный –
чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных
работ каждая группа выполняет определенное задание)

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку)

коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной
композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.
Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп
развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в
коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным
детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает
31

возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни
творить и создавать.
Список литературы для педагога:
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А.
В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347
с.: ил. – (Высшее образование).
2. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб.
– М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.
3. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011. - 112с., ил.
4. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по
внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 112с.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».