Коллективно-творческие дела

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ»

МОДУЛЬ: «КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА»

Направленность: художественная
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 136

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Е.В. Яковлева,
не опубликована, 2022г.
1

Содержание:
I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержание программы

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)

Организационно-педагогические условия
реализации программы
3.1. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
3.2. Форма обучения.
III.

3.3. Режим занятий
3.4. Материально-технические условия реализации программы
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путем развития и воспитания юных талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г. Ревеш
Гуманистическая направленность образования является одним из ведущих векторов
современных ФГОС. Она обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в
качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления,
способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как
способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над
которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются
хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность
творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было.
Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от
умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом
видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень
творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется
творческий результат.
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной
из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в
сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается
необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать
возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без
использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.
Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим
духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь
средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой
способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром,
желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя
(разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу
способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение
коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры
поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных
занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной
школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей
игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу
(обучение).
3

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются
общие представления о его специфике.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника,
на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и
инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки
литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология,
вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество
ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Виды деятельности :
 получение элементарных представлений об эстетических идеалах и
художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с
представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к
памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и
парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на
выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
•
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры
родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе
изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности,
внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы,
посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных
мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества,
тематических выставок);
•
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что
окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в
природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения,
знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов
художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение
понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
•
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными
мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах
«Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о
прочитанных
книгах,
художественных
фильмах,
телевизионных
передачах,
компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного,
плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
•
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой
деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного
творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного
образования);
•
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного
творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности,
реализации
культурно-досуговых
программ,
включая
посещение
объектов
художественной культуры с последующим представлением в образовательном
учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
•
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения
внутреннего душевного состояния человека;
•
участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
4

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
 игра
 беседа
 иллюстрирование
 изучение основ сценического мастерства
 мастерская образа
 мастерская костюма, декораций
 инсценирование прочитанного произведения
 постановка спектакля
 посещение спектакля
 работа в малых группах
 актёрский тренинг
 экскурсия
 выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие
успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы,
непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение,
творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных
областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной,
просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды
деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской
культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников
художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем.
Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном
ими виде деятельности.
Программа кружка «Ориентир» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города, в школе.
5. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется
использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу кружка «Ориентир» (раздел «Наш театр») включено инсценирование
произведений, изучаемых в УМК «XXIвек»
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре,
овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить
опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться
выражать свои впечатления в форме рисунка.
5

1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
Программа разработана на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная
система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа
(Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А.
(Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.
Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р.
Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства.
Кафедра основ актёрского мастерства).

1.3 Актуальность программы
Данная программа развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все
этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить
себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития
индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своей деятельности –
приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

1.4

Цели и задачи программы

Цель курса «Коллективная-творческие дела»: воспитание и развитие понимающего,
умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи курса:
 опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
 помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
 через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
 научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе;
 развивать творческие способности младших школьников
детского сплоченного коллектива через воспитание усидчивости, терпеливости,
взаимопомощи, взаимовыручки;
 обеспечивать дополнительные знания по театральной терминологии;
 воспитывать любовь и уважение к своей деятельности и деятельности
взрослого человека, любви к родному краю и себе;
 развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение,
трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности
младших школьников;
6

 воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой
выполненный труд.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

1.5

Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования
по формированию творческих способностей являются:
 умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
 умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками в достижении общих целей;
 умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию творческих способностей являются следующие умения:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 развитие высокой мотивации учебного процесса;
 развитие всех форм мышления младшего школьника;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию творческих способностей следующие умения:
 обучение умению ставить цели;
 характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных
знаний и имеющегося опыта;
 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
 проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
 организовывать свою деятельность;
 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
 творчески откликаться на события окружающей жизни.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию пространственного представления являются следующие умения:
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного
выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных
конструкторских,
художественно-конструкторских
(дизайнерских),
технологических и организационных задач.
4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно-конструкторских задач.
Предполагаемый результат:
•
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
•
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
7

•
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
•
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
•
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе;
•
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества;
•
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

1.6

Трудоемкость образовательной программы составляет 136 часа в год.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

Содержание программы

II.
2.1 Учебный план
№
п.п
.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
промежуточной
аттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего

1

Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции

Практические
занятия

Коллективно-творческие
дела

136

0

136

Итого

136

0

136

2.2

Календарный учебный график
8

Итоговая
аттестация

Творческое
задание

Режим занятий: 4 раза в неделю по 1 занятию
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
Содержание курса
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из
основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к
воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт,
драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное
сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык
жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации.
Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города, в школе. Просмотр спектаклей в театрах
города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных выступлений, приуроченных к традиционным
праздникам, а также по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения.
Изготовление костюмов, декораций.

№
п/п
1

2

3

4

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Тема
Форма
Уровень
раздела
Ожидаемый воспитательный результат
«Мы
игра
II уровень Взаимодействие учеников между собой на
играем –
уровне класса. Получение опыта переживания и
мы
позитивного отношения к базовым ценностям,
мечтаем!»
ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Театр
беседа
I уровень Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение
учеником
социальных
знаний,
первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
экскурсия I уровень Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение
учеником
социальных
знаний,
первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Основы
изучение I уровень Взаимодействие ученика с учителем.
актёрског
основ
Приобретение
учеником
социальных
знаний,
о
сценичес- первичного понимания социальной реальности и
мастерств
кого
повседневной жизни.
а
мастерства
актёрский II уровень Взаимодействие учеников между собой на
тренинг
уровне класса. Получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям,
ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Просмотр
просмотр I уровень Взаимодействие ученика с учителем.
9

спектакле
й
в
театрах
города

спектакля
беседа

иллюстрирование
Наш театр

5

мастерская
образа

мастерская
костюма,
декораций
инсцениров
ка,
постановка
спектакля
выступлен
ие

Приобретение
учеником
социальных
знаний,
первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
I уровень Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником социа-льных знаний,
первичного понимания соци-альной реальности и
повседневной жизни.
I уровень Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником соци-альных знаний,
первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
II уровень Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям,
ценностного отно-шения к социальной реальности в
целом.
II уровень Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям,
ценностного отно-шения к социальной реальности в
целом.
II уровень Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям,
ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
II уровень Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям,
ценностного отношения к социальной реальности в
целом.

Тематическое планирование
№ п/п

Тема

1
1.1

«Мы играем – мы мечтаем!»
Вводное занятие. Особенности
театральной терминологии.
Устройство ширмы и декораций.
Игры на развитие внимания и
воображения.
«Просмотр
спектаклей
в
театрах города»
Просмотр спектаклей в театрах
города.
Беседа
после
просмотра
спектакля.Иллюстрирование
«Наш театр»
Подготовка
выступлений
к
традиционным праздникам

1.2
1.3
2
2.1
2.1
3
3.1

10

Всего
15
2

Количество часов
Теория
Практика
2
13
1
1

5
8

1
-

4
8

8

–

8

4

–

4

4

–

4

113
113

–
–

113
113

Итого

136

–

33

Тема «Наш театр» включает в себя теоретическую и практическую подготовку
сценических номеров, декораций, костюмов и атрибутов к следующим традиционным
праздникам:
 День знаний
 День пожилого человека
 День учителя
 Фестиваль талантов
 День народного единства
 День матери
 Новый год и рождество
 День детских изобретений
 День Рождения «НЕШКОЛЫ»
 День защитника отечества
 Масленица
 Международный женский день
 Международный день театра
 День Космонавтики
 День Земли
 День Победы
 Последний звонок

III.

Организационно-педагогические условия
реализации программы

3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 6,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей начального школьного возраста.
3.2.

Форма обучения – очная

3.3. Режим занятий – 2 занятие в неделю, 2 занятие в день по 40 минут, перемена 10
минут.
3.4.

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья.

11

По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области начального общего образования и
воспитания младших школьников.

IV.

Оценка качества освоения образовательной программы

Формы контроля.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в массовых мероприятиях.

V.

Методические материалы

1.Изготовление реквизита в кукольном театре. – М., 1979.
2. Михеева Л.Н. Молодежный любительский театр / Л.Н. Михеева. – М., 2006.
3. Наш школьный кукольный театр. – М., 1978.
4. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
5. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная
система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа
(Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
6. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
7. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
8. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников IXI классов. М., 1990.
9. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Какразвивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».