Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Центр альтернативного образования «НЕШКОЛА» Утверждена Методическим Советом Протокол № 1 от 19.05.2022 Директор __________________Т.В.Ракицкая ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ» МОДУЛЬ: «КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА» Направленность: художественная Возраст: 13-15 лет Срок реализации: 1 год Количество часов: 68 Составитель: педагог дополнительного образования АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Е.В. Жарких, не опубликована, 2022г. 1 Содержание: I. Общая характеристика программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы. 1.3 Актуальность программы 1.4 Цели и задачи программы 1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные, метапредметные, предметные результаты 1.6 Трудоемкость 1.7 Язык обучения II. 2.1. 2.2. 2.3. Содержание программы Учебный план Календарный учебный график Рабочая программа разделов (модулей) Организационно-педагогические условия реализации программы 3.1. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимое для освоения программы. 3.2. Форма обучения. III. 3.3. Режим занятий 3.4. Материально-технические условия реализации программы 3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы IV. Оценка качества освоения образовательной программы 4.1. Текущий контроль успеваемости 4.2. Промежуточная аттестация 4.3. Итоговая аттестация обучающихся V. Методические материалы 2 I. Общая характеристика программы 1.1 Пояснительная записка Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание. Г. Ревеш Гуманистическая направленность образования является одним из ведущих векторов современных ФГОС. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). 3 Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике. Отличительными особенностями и новизной программы является: - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент; - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Виды деятельности : получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок); • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного); • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования); • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека; • участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты. 4 Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра беседа иллюстрирование изучение основ сценического мастерства мастерская образа мастерская костюма, декораций инсценирование прочитанного произведения постановка спектакля посещение спектакля работа в малых группах актёрский тренинг экскурсия выступление Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Программа включает разделы: 1. «Мы играем – мы мечтаем!» 2. Театр. 3. Основы актёрского мастерства. 4. Просмотр спектаклей в театрах города, в школе. 5. Наш театр. Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова. В программу кружка «Ориентир» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в УМК «XXIвек» Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. 5 1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы. Программа разработана на основе: - Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; - программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства). 1.3 Актуальность программы Данная программа развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своей деятельности – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. 1.4 Цели и задачи программы Цель курса «Коллективная-творческие дела»: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи курса: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения; через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе; развивать творческие способности младших школьников детского сплоченного коллектива через воспитание усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки; обеспечивать дополнительные знания по театральной терминологии; воспитывать любовь и уважение к своей деятельности и деятельности взрослого человека, любви к родному краю и себе; развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 6 1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные, метапредметные, предметные результаты Универсальными компетенциями учащихся по формированию творческих способностей являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; развитие высокой мотивации учебного процесса; развитие всех форм мышления младшего школьника; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей следующие умения: обучение умению ставить цели; характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; организовывать свою деятельность; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; творчески откликаться на события окружающей жизни. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения: 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Предполагаемый результат: • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; 7 • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. 1.6 Трудоемкость образовательной программы составляет 68 часа в год. Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. 1.7 Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском языке. Содержание программы II. 2.1 Учебный план № п.п . Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Объем дополнительной общеобразовательной программы в академических часах Форма промежуточной аттестации (работа обучающихся в Системе дистанционного обучения) Всего 1 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем Лекции Практические занятия Коллективно-творческие дела 68 0 68 Итого 68 0 68 2.2 Календарный учебный график Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 занятию Продолжительность занятия: 40 минут 8 Итоговая аттестация Творческое задание Перемена: 10 минут 2.3 Рабочая программа разделов (модулей) Содержание курса «Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города, в школе. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных выступлений, приуроченных к традиционным праздникам, а также по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. № п/п 1 2 3 4 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Тема Форма Уровень раздела Ожидаемый воспитательный результат «Мы игра II уровень Взаимодействие учеников между собой на играем – уровне класса. Получение опыта переживания и мы позитивного отношения к базовым ценностям, мечтаем!» ценностного отношения к социальной реальности в целом. Театр беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. экскурсия I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Основы изучение I уровень Взаимодействие ученика с учителем. актёрског основ Приобретение учеником социальных знаний, о сценичес- первичного понимания социальной реальности и мастерств кого повседневной жизни. а мастерства актёрский II уровень Взаимодействие учеников между собой на тренинг уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Просмотр просмотр I уровень Взаимодействие ученика с учителем. спектакле спектакля Приобретение учеником социальных знаний, й в первичного понимания социальной реальности и 9 театрах города беседа иллюстрирование Наш театр 5 мастерская образа мастерская костюма, декораций инсцениров ка, постановка спектакля выступлен ие повседневной жизни. I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социа-льных знаний, первичного понимания соци-альной реальности и повседневной жизни. I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником соци-альных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отно-шения к социальной реальности в целом. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отно-шения к социальной реальности в целом. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Тематическое планирование № п/п Тема 1 1.1 «Мы играем – мы мечтаем!» Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Устройство ширмы и декораций. Игры на развитие внимания и воображения. «Просмотр спектаклей в театрах города» Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование «Наш театр» Подготовка выступлений к традиционным праздникам: День знаний 1.2 1.3 2 2.1 2.1 3 3.1 10 Всего 10 2 Количество часов Теория Практика 2 8 1 1 2 4 1 - 1 4 4 – 4 4 – 4 2 – 2 50 50 – – 50 50 4 - 4 Итого День пожилого человека День учителя Фестиваль талантов День народного единства День матери Новый год и рождество День детских изобретений День Рождения «НЕШКОЛЫ» День защитника отечества Масленица Международный женский день Международный день театра День Космонавтики День Земли День Победы Последний звонок 2 2 4 2 2 4 4 6 - 2 2 4 2 2 4 4 6 2 2 2 - 2 2 2 3 - 3 2 2 4 3 68 2 2 2 4 3 66 Тема «Наш театр» включает в себя теоретическую и практическую подготовку сценических номеров, декораций, костюмов и атрибутов к следующим традиционным праздникам: День знаний День пожилого человека День учителя Фестиваль талантов День народного единства День матери Новый год и рождество День детских изобретений День Рождения «НЕШКОЛЫ» День защитника отечества Масленица Международный женский день Международный день театра День Космонавтики День Земли День Победы Последний звонок III. Организационно-педагогические условия реализации программы 3.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимое для освоения программы. 11 Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно быть не менее 12 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и физиологических особенностей подросткового школьного возраста. 3.2. Форма обучения – очная 3.3. Режим занятий – 2 занятие в неделю, 1 занятие в день по 40 минут, перемена 10 минут. 3.4. Материально-технические условия реализации программы Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья. По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность. Виды деятельности: Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр презентаций. Перечень оборудования: • учебная литература; • аудио и видео файлы; • компьютер, проектор, интерактивная доска. 3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области начального общего образования и воспитания младших школьников. IV. Оценка качества освоения образовательной программы Формы контроля. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в массовых мероприятиях. V. Методические материалы 12 1.Изготовление реквизита в кукольном театре. – М., 1979. 2. Михеева Л.Н. Молодежный любительский театр / Л.Н. Михеева. – М., 2006. 3. Наш школьный кукольный театр. – М., 1978. 4. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 5. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 6. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 7. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. 8. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников IXI классов. М., 1990. 9. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Какразвивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981 13