Я познаю этот мир

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ»

МОДУЛЬ: «Я ПОЗНАЮ ЭТОТ МИР»

Направленность: туристско-краеведческая
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 170

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Е.В. Яковлева,
не опубликована, 2022г.

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы
«…Давайте детям больше и больше созерцать общего,
мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их с этим
через родные национальные явления…
Общее является только в частном:
кто не принадлежит своему Отечеству,
тот не принадлежит и человечеству»
В.Г.Белинский.

1.1Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная
деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из
форм организации свободного времени учащихся.
Рабочая программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов
участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго
поколения.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для
социальной адаптации, личностному росту, творческой самореализации ребёнка.
Программа составлена на основе следующих принципов:
 включение учащихся в активную деятельность;
 доступность и наглядность;
 связь теории с практикой;
 учёт возрастных особенностей;
 сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
 целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным
видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый
вид деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает
коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик
мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Ценностные ориентиры содержания курса:
 развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию,
а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться
и способности к организации своей деятельности:;
 развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия
ее самоактуализации;
 формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
 труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности;
 нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

3

1.2.

Нормативно-правовые основания разработки программы.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (принят Государственной Думой
21.12.2012г, дата подписания 29.12.2012г.);
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009г. № 373»;
- Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки
России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010
№189, (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.201 № 19993);

1.3Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена возрастанием в условиях современного
общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и
самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства
накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических
ценностных установок и актуализации этих ценностей. Изучение истории родной земли,
трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в
воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, к своему
народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения,
уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. . В этом и заключается
ценность программы, т. к. основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей. Программа позволяет в свете требований ФГОС реализовать
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и
преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым
ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует
радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь
природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в
дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных
и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и
помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно
определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость
изучения истории народа, восстановления духовности и культуры для формирования
нравственной личности.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Очень важно с юных лет
прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурноисторическому наследию предков.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического
наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций,
4

приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения,
сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться
современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви,
знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Одним из видов является экскурсионная работа. Она подразделяется на несколько
групп:
- группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»);
- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором
находится школа);
- музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как
«музейная педагогика».
Все педагоги знают, какое большое значение в воспитательной работе имеют
коллективные походы в театр, проведение совместных праздников, экскурсии.
Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую
культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов,
привычек, помогают выбрать линию поведения.
Изучая родной город, ребенок растет нравственно, развивается более гармонично. При
этом отметим определенные показатели его умственного и психического развития:
- усложнение речи, словарный запас обогащается посредством многочисленных
искусствоведческих, исторических терминов, отрывков из литературных произведений и
т.д.;
- умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
- умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать
памятные места и события;
- умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и. наоборот, узнанными на
экскурсии знаниями дополнять школьный материал. Более отдаленные во времени
результаты – это улучшение отношений с одноклассниками, педагогами, родителями,
повышение интереса к чтению научной, исторической и классической литературы, в том
числе к домашнему чтению. Ведь если процесс образования понимать как механизм
передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей
необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку он является важным
компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания.
Обучение с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их
способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний,
которую накопило человечество.
Музей:
- панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные
ценности, в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и
настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными
эталонами для подражания;
- является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта,
расширяя общеобразовательные знания;
- служит целям обогащения когнитивной основы развития личности школьника,
необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для
последующей жизни;
- является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и
методов воспитания ребенка в современных условиях;
- экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как
результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных
жизненных ситуациях;

5

- в музее ребенок осмысливает социальные явления и противоречия жизни, соотносит
свои взгляды, представления, ценности с нормами жизни людей других эпох и культур,
используя для этого социокультурный потенциал памятников.
Функции музея и задачи воспитания и образования созвучны. Через музейный всеобуч
можно добиться:
- гармоничного развития личности детей на основе комплексного подхода к воспитанию;
- формирования у учащихся исторического сознания, креативного отношения к
действительности;
- преодоление девиантных проявлений личности путем формирования ориентации на
общечеловеческие ценности.

1.4.

Цели и задачи программы

Цель – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее
пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности,
искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной
деятельности на всех возрастных этапах. Основные задачи организации внеурочной
деятельности детей: - выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей
обучающихся в
Задачи программы:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в
разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-развитие интереса к русским традициям, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
-развитие потребности в познании истории, культуры, традиций города;
- формирование умения наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в
известном, незнакомое в знакомом;
-формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию;
-формирование с помощью экскурсий навыка самостоятельной поисковоисследовательской деятельности;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту
природы, труда и творчества.
-развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их
сохранять, возрождать и умножать.
-обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с
использованием традиций народной культуры.
Формы работы:
-мероприятия, посвящённые традициям русского народа;
-игры;
-беседы;
-посещения театров, музеев города;
-выставки работ;
-экскурсии, поездки.

6

1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,

метапредметные, предметные результаты
Реализация данной программы предполагает:
-систему краеведческих знаний,
-устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
-уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
-любовь и бережное отношение к родной природе;
-активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и
самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к
результатам труда, осознание значимости труда;
- уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение
правил культуры, организованность.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
-строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
1.6

Трудоемкость образовательной программы составляет 170 часов в год.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию, внеаудиторные занятия.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.
7

II.
2.1.
№
п.п
.

Содержание программы

Учебный план

Наименование учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практическ
Итоговая
ие занятия
аттестация

Модуль 1. «Этика: азбука добра»
Модуль 2. «Город, в котором я живу»
Модуль 3. «ПДД»
Итого

1
2
3

Объем дополнительной общеобразовательной
программы в академических часах

2.2.

68
68
34
170

0
0
0
0

68
68
34
170

Календарный учебный график

Режим занятий: 5 раз в неделю по 1 занятию
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1
2
3

Наименование учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей)
Модуль 1. «Этика: азбука добра»
Модуль 2. «Город, в котором я живу»
Модуль 3. «ПДД»
Итого

2.3.

Количество
часов
68
68
34
170

Период
обучения/недели
34 недели обучения
34 недели обучения
34 недели обучения
34 недель обучения

Рабочая программа разделов (модулей)

Модуль 1: «Этика: азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности
младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»
И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов,
основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной
следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную
ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших
8

школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы
общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении
деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
 развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой,
честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
 расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными
и близкими и просто окружающими людьми;
 воспитание уважения к людям, традициям;
 усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной
школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в
процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»,
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной
деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования,
методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего
на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации,
эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный
выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого
ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что
способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и
созданию
общественного
мнения;
развивающие
нравственное
сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную
сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную
деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в
яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его
переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями
поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование
художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную
форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития
личностно значимого поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний
механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе
понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление
делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие
нравственного сознания младшего школьника идёт в следующей логике:
 Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных
правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к
поведению. Оценка нравственных поступков.
9







Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к
выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к
самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление
идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом.
Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения,
ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе
поведения по нравственным нормам.
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств
личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и
опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания
младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде,
учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности,
характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и
предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений
художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических
представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил
вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система
вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать
задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные
нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое
добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно
посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и
причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие
активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить
соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их
поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы
пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с
текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие
других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие.
Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы
«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать
свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в
группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым
учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном
пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

10

Содержание учебного курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила
поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок,
фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива,
семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их
значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые
отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с
правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание
своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои
суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их
высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет
героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника,
виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность
человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного
отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других
людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного
хорошего самочувствия.
11

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность,
удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности
вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время
прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства,
неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым,
доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и
«пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не
мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение,
просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон,
интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Учебное содержание курса
Тема 1. Школьный этикет
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы – в школьной столовой.
Тема 2. Правила общения
Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Моя семья.
Тема 3. О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность).
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Тема 4. Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи свое место.
Тема 5. Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».
Тематический план модуля
№

Наименование
разделов/моду

Всего,

Количество
часов

12

лей, тем

час

Аудит Внеау

Характеристика деятельности обучающихся

орные дитор
ные
1

Школьный
этикет

10ч

10ч

0ч

2

Правила
общения

20ч

15ч

5ч

3

О
трудолюбии

20 ч

15ч

5ч

Правила поведения во время урока.
Функция школьного звонка. Понятие «
готовность к уроку». Понятие « перемена».
Функция перемен. Возможные игры во
время школьных перемен.
Понятие « режим дня школьника». Чем
должен заниматься ученик в школе и дома.
Знакомство с правилами поведения в
школьной столовой, за столом. Ролевая
игра. Понятия «старательность»,
«прилежность». Положительная оценка
данных качеств на примерах из
литературных произведений.
Понятия «доброжелательность»,
«вежливость». Отношение человека к
окружающим его людям. Понятия
«мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его
характера и отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое настроение».
Содержание понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы дружбы.
Тестирование « мой друг». Знакомство с
правилами общения, представления и
обращения. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций общения с
учителем. Знакомство с историей имён,
появлением фамилий. Обращение к
одноклассникам.
Изучение поступков сказочных героев.
Умение вести диалог, спор.. Знакомство с
правилами приветствия и прощания.
Моделирование ситуаций.
Понятие « учебный труд». Труд ученика на
уроке и дома. Развивающие игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в
жизни человека. Элементы культуры
труда.
способы бережного отношения к вещам,
созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени,
неумения трудиться. Организация труда.
Обсуждение литературных произведений
Н. Носова. Анализ действий главных
героев.

13

4

Культура
внешнего
вида

8ч

4ч

4ч

5

Внешколь
ный
этикет

10ч

5ч

5ч

ИТОГО

68

Культура внешнего вида человека:
чистота, опрятность, аккуратность. Как
должен выглядеть ученик.
Правила закаливания, профилактика
простудных заболеваний.
Понятие « гигиена». Правила личной
гигиены.
Общение с незнакомыми людьми. Правила
поведения в городе. Моделирование
ситуаций.
Соблюдение правил дорожного движения.
Сигналы светофора.
Понятие « общественный транспорт».
Проигрывание ситуаций поведения в
транспорте.
Знакомство с правилами поведения в
гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение
стандартных приёмов эстетических форм
общения.
Распределение ролей, стихотворений,
разучивание песен.

Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в
общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать
своё поведение,
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные
правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости,
- основные правила общения, правила работы в группе.
Учащиеся получат возможность научится:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в
общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания
собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к
вещам, созданным трудом других людей,
- работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по
нравственной тематике.
14

Модуль 2 : Город, в котором я живу.
«Каждый человек обязан знать,
среди какой красоты и каких
нравственных ценностей он живет».
Д.С.Лихачев
Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических,
физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Данилюк
А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Москва «Просвещение», 2009 г.. Рабочая программа
данного модуля рассчитана на 68 часов в год.
Главные цели курса:
1) достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей;
2) пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историкохудожественных путей развития Тольятти, чувства сопричастности тому, что в нём
происходит и ответственности за происходящее.

o
o
o
o
o
o
o

Содержание курса предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
знакомство с историей создания Тольятти, воспитание патриотизма и любви к
родному краю;
формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с
предложенными темами самостоятельно;
выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы,
поставленные учителем.
Воспитательные:
воспитывать любовь к своей Родине;
воспитывать культуру общения.
Развивающие:
начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации;
развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
В процессе изучения курса широко используются такие формы как:
o самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая),
o коллективные разработки,
o экскурсии,
o праздники,
o интервью,
o исследование объекта,
o творческие конкурсы,
15

o конструирование из разных материалов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
o игровая,
o теоретическая,
o практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
o наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски);
o печатные (пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал,
справочники и т.д.);
o демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные);
o аудиовизуальные (слайды, видеофильмы на цифровых носителях ЭОР
(сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные
энциклопедии и т.п.)
o информационно-коммуникативные технологии.
Место занятий в учебном плане. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ценностные ориентиры содержания. Содержание модуля «Город, в котором я
живу», создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного тольятинца,
знающего свой город и готового к восприятию культуры других городов нашей страны, а
также способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию
широких познавательных интересов и творчества, ценностно-смысловой сферы личности
на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
Принципы построения программы:
Принцип ориентации на идеал, т.к. идеалы определяют смыслы воспитания, то,
ради чего оно организуется.
Аксиологический принцип, т.к. ценности определяют основное содержание
духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру, т.к. пример – это возможная
модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой.
Принцип диалогического общения
предполагает диалогическое общение
младшего школьника со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми
взрослыми.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания
– включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно-значимой
деятельности младших школьников через:
- истории, традиции и современную жизнь своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненный опыт своих родителей;
-общественно-полезной и значимой деятельности в рамках педагогически
организованной социальной и культурной практик.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения
программы В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности, в
контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:
o основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
16

o чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой;
o эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для
формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного
оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
o выраженной устойчивой познавательной мотивации учения;
o компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в
поступках и деятельности;
o эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
o
развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом дополнительной литературы;
o
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
o
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
o
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
интернета;
o
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
o
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные);
o
строить сообщения в устной и письменной форме;
o
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Обучающиеся получат возможность:
o
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
o строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи;
o допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
o учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
o задавать вопросы;
o использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
o владеть монологической и диалогической формами речи;
o формировать навыки коллективной и организаторской деятельности.
Предметные результаты
В ходе реализации программы у обучающихся сформируется:
17

o расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками
информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных
прогулках/экскурсиях,
в
исследовательской
деятельности,
в
интервьюировании, в проведении социологических опросов;
o приобщение к культурному наследию города других горожан,
одноклассников, родителей;
o интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам,
символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
o понимание уникальности, неповторимости Тольятти – автомобильной
столицы и речного города;
o уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Обучающиеся научатся:
o находить информацию о городе, памятниках наследия, местных традициях;
o информацию о различных учреждениях (о поликлиниках, магазинах,
центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных
заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках,
театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда)
необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан в
справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в
периодической печати;
o работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по
карте-схеме Тольятти;
o ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
o объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура»,
«городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ
города» и использовать эти понятия в повседневной речи.
Ожидаемые педагогические результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни
человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- об основах здорового образа жизни, об истории своей семьи и Отечества;
Развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на
окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном
единстве;
-о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных
проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о
правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом):
-развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной
природе и культуре, труду, знаниям, своему здоровью, внутреннему миру;
-развитие ценностных отношений школьника к истории, географии, экологии
своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих
родителей.
Результаты
третьего
уровня
(приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия:
-школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления;
18

-опыт самостоятельного социального действия в получении интервью,
анкетировании;
-опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми;
-посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историкогеографической информации.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
-увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости
детей;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
-укреплении связи между семьёй и школой;
-в конечном счёте, основной цели программы - достижение обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них
принимаемой обществом системы ценностей.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
Первый год
В результате первого года изучения данного курса воспитанники получат
возможность формирования
личностных результатов:
•
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
•
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
•
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
•
учиться работать по предложенному педагогом плану;
•
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
•
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
•
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
•
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную
литературу.
Коммуникативные УДД:
•
учиться выражать свои мысли;
•
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной
задачи.
Предметных результатов:
•
знать где и когда возник Тольятти;
•
уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора
(скульптора);
•
знать символы Тольятти;
•
знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф);
•
уметь найти на иллюстрации нужный объект.
19

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуля
№

Наименование
разделов/моду
лей, тем

Всего,

Количество
часов

час

Характеристика деятельности обучающихся

Аудит Внеау
орные дитор
ные

1

История
города
Ставрополь
на Волге Тольятти

10ч

5ч

5ч

Знакомство с историей основания
Ставрополя. Переименование в Тольятти.
Строительство ГЭС, ВАЗ, ТОАЗ, развитие
химической промышленности.
Посещение экспозиции краеведческого
музея.
Посещение библиотеки №8 имени
В.В.Бианки.

2

Мой город

20ч

10ч

10ч

3

20 ч
Природа
родного края

10ч

10ч

Обзорная экскурсия по городу. Знакомство
с тремя районами, основными
достопримечательностями. Знакомство с
Комсомольским районом. История
названия улиц Комсомольского района.
Посещение экспозиции краеведческого
музея.
Посещение библиотеки №8 имени
В.В.Бианки.
Знакомство с природными ресурсами
родного края: Жигулевские горы, река
Волга, сосновый лес, флорой и фауной,
растениями, занесёнными в красную книгу.
Посещение музея Лисы г. Жигулевск
Посещение деревни ездовых собак
«Маламут - клуб».
Посещение Краеведческого музея.
Посещение библиотеки №8 имени
В.В.Бианки.

20

4

Знаменит
ые люди
моего
города

8ч

4ч

4ч

Знакомство с почётными гражданами
города, героями, в честь которых названы
улицы.
Посещение МАУК Парковый комплекс
истории техники имени К.Г.Сахарова
Посещение библиотеки №8 имени
В.В.Бианки.

5

Культурн
ые
традиции
моего
города

10ч

5ч

5ч

Знакомство с заведениями культуры
нашего города.
Посещение Молодёжного Драматического
театра.

ИТОГО

68

34

34

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
выездных экскурсий
№

Название Экскурсии
Обзорная экскурсия по городу
Посещение краеведческого музея
Посещение музея Лисы г. Жигулёвск
Посещение библиотеки №8 им .В.В.Бианки г. Тольятти
Посещение МАУК Парковый комплекс истории техники имени
К.Г.Сахарова
6. Посещение деревни ездовых собак «Маламут - клуб»
7. Посещение МДТ
ИТОГО
1.
2.
3.
4.
5.

Кол-во
часов
3ч
6ч.
4ч.
9ч.
3ч.
4ч.
5ч.
34

Модуль 3. ПДД
Содержание данного модуля разработано на основе Программы правил
дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I
– IV классов. Методических рекомендаций по обучению школьников правилам
безопасности движения
Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил
дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на
практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как
составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется
с 1 класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в неделю по
темам, предлагаемым далее.
Обучение ПДД можно включать в общий учебный процесс, т.к. в намеченную
программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и
21

темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках
трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические
композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и т.д.
Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в
сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного
перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на
улицах вашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать
оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания
школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться
накапливаемым на занятиях опытом.
Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых
занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время
нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может
носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и
знаний, которые они получают.
Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и
подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и
тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке.
Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше,
чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.
Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом
зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко
определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане
проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов
наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с
объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности
специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель
многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и
для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного
движения.
Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с
использованием карточек с задачами и вопросами.
Планируя учебную работу в начальной школе, учитель должен предусмотреть
различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных
тетрадях по ПДД, организацию работы и привлечение отрядов ЮИД, проведение в
дошкольных образовательных учреждениях игр и бесед с малышами, изготовление
учебно-наглядных пособий. При этом важно продумать использование учебно-наглядных
пособий: макетов, моделей, кинофильмов.
На занятиях учащиеся
 приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу,
перекресток и т. д.);
 усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и
переходить ее);
 учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
 усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
 учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила
ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
 знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной
разметки проезжей части улицы (дороги).
Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4
классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих
учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).
22

Для подготовки и проведения занятий и экскурсий учитель может привлекать
общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.
Учебные занятия проводятся один раз в месяц. Программа рассчитана на 10 часов
в каждом классе. В планирование не включены экскурсии и инструктажи (в начале и в
конце каждой четверти), которые педагог планирует самостоятельно в зависимости от
индивидуальных особенностей своего класса.

№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13
14.
15.
16.
17.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий по Правилам дорожной безопасности
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Планы занятий
Кол-во часов
На наших улицах
(составление маршрута «Дом – школа»)
«Дорожная азбука»
Мы учимся переходить дорогу
Пешеходный переход со светофором
Пешеходный переход без светофора
Если нет пешеходного перехода?
Ребенок на улице с родителями и один
Детские игры и дорога
Мы — пассажиры
Дорожно-транспортная среда
Виды транспортных средств

1

Правила перехода улиц и дорог
Опасность на дороге
Остановка общественного транспорта
Загородная дорога
Встреча и инспектором ГИБДД
Итоговое занятие
ВСЕГО

2
4
2
1
1
1
34

4
2
2
2
2
2
2
2
2
2

ТЕМА 1
На наших улицах
Город, поселок, в котором мы живем. Улица-место, где движутся автомобили, мотоциклы,
велосипеды, идут пешеходы. Автомобили, мотоциклы движутся по проезжей части, а
пешеходы — по тротуару, пешеходной дорожке, обочине.
Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице.
Разбор конкретных маршрутов учащихся из дома в школу, составленных предварительно
с родителями. Опасные участки маршрутов. Непредвиденная опасность. Наиболее
безопасный путь -самый лучший путь. Составление маршрута «Дом – школа»
ТЕМА 2
«Дорожная азбука»
23

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или по обочине.
Находиться на проезжей части пешеходам разрешается только во время перехода через
дорогу.
Светофор и его сигналы. Пешеходный светофор.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено»,
«Пешеходная дорожка». Дорожная разметка (разделение встречных потоков машин
сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями автомобилей, мотоциклов:
световые, звуковые, рукой.
ТЕМА 3
Мы учимся переходить дорогу
Переходить дорогу можно только в местах, установленных для перехода: по пешеходным
переходам, при их отсутствии-на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Если
поблизости нет пешеходного перехода или перекрестка, разрешается переходить дорогу,
если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго поперек улицы.
Пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»,
«Надземный пешеходный переход». Разметка дорог на переходах.
Перекресток - место пересечения улиц и дорог.
Правила перехода дороги: выбор места для безопасного перехода, остановка на тротуаре у
края проезжей части, осмотр дороги, переход на разрешающий сигнал светофора, при
отсутствии приближающихся автомобилей, переход быстрым шагом, строго поперек
улицы, без задержки, постоянное продолжение осмотра дороги.
Опасность при переходе улицы дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» -это
ситуации обманчивой безопасности.
ТЕМА 4
Пешеходный переход со светофором
Пешеходный переход, движение на котором регулируется светофором. Светофор.
Транспортный и пешеходный светофоры. Сигналы светофора и их значение. Дорожная
разметка. Дорожные знаки: «Пешеходный переход».
Последовательность перехода дороги по сигналам светофора: обязательная остановка у
края тротуара перед началом перехода, осмотр дороги влево — вправо — влево, а на
перекрестке еще и назад, начало движения при разрешающем (зеленом) сигнале
светофора. Па середине дороги - остановка на «островке безопасности» или
разграничительной линии, осмотр дороги вправо —влево — вправо, дальнейшее
движение на разрешающий сигнал светофора или ожидание, если на светофоре
запрещающий (красный) движение сигнал. Берегитесь скрытой опасности у светофора!
Подойдя к переходу на зеленый сигнал светофора, не спешите переходить, в любой
момент светофор может поменять сигнал на запрещающий (красный). Не торопитесь
переходить и сразу, как загорелся «зеленый» — на дороге еще может появиться
запоздавшая машина.
ТЕМА 5
Пешеходный переход без светофора
Пешеходный переход, движение на котором не регулируется светофором. Дорожная
разметка. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети».
Последовательность пересечения дороги на не регулируемом светофором пешеходном
переходе: остановка у края тротуара, осмотр дороги влево — вправо — влево, на
перекрестке необходимо посмотреть назад, при отсутствии приближающихся машин —
начало движения. На середине дороги остановка на «островке безопасности» или на
осевой линии, снова осмотр дороги вправо — влево — вправо, при отсутствии
приближающихся справа машин — продолжение движения.
24

При переходе необходимо предвидеть скрытую опасность. Из-за помехи обзору (дом,
стоящий автомобиль, забор, кусты и т. д.) может неожиданно выехать машина. Нужно
выбирать такое место для перехода, где ничто не помешает осмотреть ее.
Стоящая машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя
заметить опасность. Никогда не следует выходить на дорогу из-за стоящих машин.
ТЕМА 6
Если нет пешеходного перехода?
При отсутствии обозначенного перехода в зоне видимости; разрешается переходить
дорогу, если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго поперек улицы.
Последовательность пересечения дороги при отсутствии пешеходного перехода: перед
началом перехода нужно обязательно остановиться на тротуаре у края проезжей части,
осмотреть дорогу влево —вправо —влево, движение начинать только, если нет
поблизости приближающегося транспорта. На середине дороги, на осевой необходимо
остановиться, осмотреть дорогу вправо — влево — вправо, и только если дорога
свободна, продолжать движение.
Медленно движущаяся машина может скрывать опасность— идущую за нею на большой
скорости машину. Поэтому даже если машина приближается медленно, ее надо
пропустить.
В первые мгновения проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречный.
Переходить через дорогу можно только тогда, когда автомобиль отъедет и не будет
мешать осмотреть дорогу.
Если пришлось остановиться на середине улицы, необходимо быть предельно собранным,
не делать ни одного движения, не осмотревшись, постоянно следить за автомобилями,
приближающимися как справа, так и слева.
ТЕМА 7
Ребенок на улице с родителями и один
Познание ребенком улицы начинается, когда рядом с ним родители (взрослые).
Ответственность родителей (взрослых) за безопасное поведение ребенка на дороге.
Ребенок на улице, полагаясь на опыт и знания находящихся рядом с ним родителей
(взрослых), должен и сам внимательно наблюдать за дорогой и умело реагировать на
опасность.
Переходя через дорогу, ребенок должен крепко держать за руку взрослого, при
невозможности держать за руку, держаться за одежду, сумку, чемодан и т. д., прекратить
посторонние разговоры (при переходе надо молчать и наблюдать за обстановкой на
дороге), двигаться шагом, не бежать, не вырываться вперед, не отставать.
При выходе из автобуса (троллейбуса) не спешить, взрослый должен выйти первым и
подать руку ребенку.
Первоклассник как самостоятельный пешеход. Для предотвращения опасных ситуации
школьник должен уметь на улице самостоятельно: внимательно осмотреть проезжую
часть; своевременно увидеть приближающийся транспорт; правильно оценить расстояние
и скорость приближающейся машины; не выходить на проезжую часть из-за препятствия,
закрывающего видимость.
ТЕМА 8
Детские игры и дорога
Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на
проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся
автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).
Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и
водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за
скользкого покрытия). Играющие дети обычно поздно замечают приближающийся
транспорт.
25

Дети часто устраивают игры на дорогах, по которым редко ходят машины. Не видя машин
и не слыша их шума, они нередко выходят на проезжую часть, не осмотревшись,
интуитивно полагая, что «дорога пуста». «Пустынные улицы» не менее опасны, чем
оживленные.
Машины во дворе вашего дома.
Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы
поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые
площадки и стоянки автомобилей.
ТЕМА 9
Мы — пассажиры
Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования
общественным транспортом и поведение в нем. Остановка общественного транспорта.
Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».
Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности.
Стоящий автобус, как его не обходи спереди или сзади, является помехой обзору,
скрывает опасность. Поэтому нельзя обходить стоящий автобус ни спереди, ни сзади.
Следует дождаться, когда автобус отъедет, или отойти от него как можно дальше и только
тогда переходить улицу.
ТЕМА 10
Дорожно-транспортная среда
Дорожно-транспортная среда. Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая
часть, тротуар, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки.
Участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водители. Правостороннее
движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах в нашей стране.
Основная причина дорожно-транспортных происшествий— несоблюдение правил
безопасного поведения на улицах. Последствия столкновения автомобиля и пешехода и
факторы, от которых они зависят (масса автомобиля, скорость движения).
Дорожно-транспортные происшествия в нашем городе, районе, число погибших,
травмированных, количество пострадавших детей. Улицы города, поселка, где наиболее
часто случаются автоаварии (по материалам местной Госавтоинспекции).
ТЕМА 11
Виды транспортных средств
Автомобили: грузовые, легковые. Их назначение. Автобусы .троллейбусы, трамваи, такси
— городской общественный транспорт.
Специальные автомобили: скорой медицинской помощи, пожарные, милицейские,
аварийные.
Преимущественное
право
проезда
автомобилей,
оборудованных
специальными звуковыми сигналами и проблесковыми маячками.
Автомобиль мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного
пути автомобиля. Опасность перехода улицы перед близко идущим автомобилем.
ТЕМА 12
Правила перехода улиц и дорог
Улицы с односторонним и двусторонним движением. Приближение транспорта к
пешеходу на улице с односторонним и двусторонним движением.
Перекресток — место пересечения дорог. Границы перекрестков. Виды перекрестков:
трехсторонние, четырехсторонние, площади.
Регулирование движения на перекрестках. Пешеходный переход. Обозначение
пешеходных переходов.
Последовательность действий перед началом и во время движения при переходе проезжей
части на различных пешеходных переходах. Выбор места для перехода, когда поблизости
нет обозначенного пешеходного перехода, — главное условие: хороший обзор дороги в
обе стороны. Особенности перехода дороги на перекрестке—внимание автомобилям,
поворачивающим направо и пересекающим при этом пешеходный переход.
26

ТЕМА 13
Опасность на дороге
а). Основной принцип безопасности пешехода — видеть транспорт, движущийся по
дороге, и быть хорошо видимым водителем. Объекты, мешающие увидеть остановку на
дороге: стоящие и движущиеся автомобили, кусты, деревья, здания, киоски, заборы, кучи
песка, сугробы снега, — необходимо воспринимать как признак опасности и быть
особенно осторожным. Эти объекты могут скрывать движущийся транспорт от
пешеходов, а пешеходов от водителей. Поэтому водители не успевают остановить
автомобиль при внезапном выходе пешехода на проезжую часть. Дорогу надо переходить
на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Стоящий на дороге автомобиль может скрывать автомобили, движущиеся как слева, так и
справа. Чем больше транспортное средство, тем большую зону дороги оно скрывает.
Машина, остановившаяся первой у пешеходного перехода для пропуска пешеходов,
может скрывать за собой другую, которая почему-либо не остановилась. Транспортные
средства, стоящие у светофора, скрывают за собой автомобиль, подъезжающий к
светофору в левом ряду. Приближающееся крупногабаритное средство может скрывать за
собой другое, едущее навстречу ему или в попутном направлении. Проехавший мимо и
удаляющийся автомобиль может в первые секунды скрывать за собой встречный. Такси,
остановившееся напротив дома, может скрывать за собой другой легковой автомобиль,
или мотоцикл.
б).
Факторы, отвлекающие от наблюдения за дорогой,— сигналы опасности: автобус,
стоящий на другой стороне улицы, на который хочется успеть: яркая витрина магазина,
бабушка, одноклассник; уроненная на проезжую часть вещь, выкатившийся мяч,
вырвавшаяся из рук собака; интересный разговор с приятелем.
в).
«Пустынная» улица или улица с нерегулярным и неинтенсивным движением
транспорта — улица обманчивая. Опасность перехода такой улицы «не глядя». Детские
игры вблизи и на самой «пустынной» улице — опасное развлечение.
г).
Опасность длительной остановки и ожидания на середине проезжей части (на
осевой линии разметки, «островке безопасности»). Транспорт, приближающийся слева,
остается вне поля зрения.
д).
Дети на улице в сопровождении родителей, старших.
ТЕМА 14
Остановка общественного транспорта
Зона остановки общественного транспорта — опасное для ребенка место на улице.
Автобусы, троллейбусы, трамваи, закрывающие обзор проезжей части и пешеходам, и
водителям. Спешка. Стремление «успеть, во что бы то ни стало» через дорогу к «своему
автобусу». Посадка и высадка в переполненный салон, до полной остановки транспорта.
Движение транспортных средств с открытой дверью.
Самое опасное действие пассажира-пешехода — выход из автобуса (троллейбуса,
трамвая) и переход на противоположную сторону дороги. Обходя автобус спереди,
подвергаешься опасности быть сбитым машиной, обгоняющей автобус в этот момент.
Обходя автобус сзади, подвергаешься опасности со стороны встречной машины.
ТЕМА 15
Загородная дорога
Загородная дорога. Обочина, пешеходная дорожка — места для движения пешеходов.
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Где можно пересекать загородную
дорогу? Правила перехода дороги, где нет обозначенного пешеходного перехода. Главное
условие — хороший обзор дороги в обе стороны.
Дорожные «ловушки» на загородной дороге: стоящая машина, закрывающая собой
движущуюся; деревья, кусты, закрывающие обзор; медленно движущийся автомобиль
(трактор) скрывает автомобиль (мотоцикл), идущий на большой скорости; «пустынная
улица».
27

ТЕМА 16
Встреча с инспектором ГИБДД
ТЕМА 17
Итоговое занятие
Транспортная культура — это вежливость и забота не только о себе, но и о других
участниках движения. Знание и выполнение правил безопасности поведения на дорогах —
важный элемент транспортной культуры. Элементы транспортной культуры и их
практическое применение.

III.

Организационно-педагогические условия
реализации программы

3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 6,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей начального школьного возраста.
3.2.
3.3.

Форма обучения - очная
Режим занятий – 5 занятий в неделю, 1 аудиторное занятие в день по 40 минут,
либо выездная экскурсия.

3.4.

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы по темам модулей;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5.

Требования к кадровым условиям реализации программы
28

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области начального общего образования и
воспитания младших школьников.

IV. Оценка качества освоения образовательной программы
В зависимости от модуля обучения используются два вида оценивания:
Текущее – педагогическое наблюдение
Итоговое – участие в творческом мероприятии

V. Методические материалы
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для
внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
3. Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.
4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа,
1994.
5. История Самарского края - https://xn--80aaa5afbdcn5bede.xn--p1ai/
6. Бабина Р.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Азбука пешехода». 1
класс / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2012. – 24 с.
7. Бабина Р.П. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность
дорожного движения». 1 – 4 классы / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2009. – 12 с.
8. Елжова Н. ПДД в начальной школе: Учебник / Н. Елжова. – Ростов н/Д.: Феникс,
2013. – 256 с.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».