Ритмика

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ»

МОДУЛЬ: «РИТМИКА»

Направленность: художественная
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Количество часов: 272 (68 часов в год)

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Е.В. Яковлева,
не опубликована, 2022г.

1

Содержание:
I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и
почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Ритмика –
исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее
характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения
используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное
содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих
движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. В этом и
новизна, и актуальность, и педагогическая целесообразность предмета ритмики.
Восприятие музыки – активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребенок
ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной
выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение музыкальной речи).
Предмет ритмики направлен на приобретение опыта музыкально-ритмической
деятельности младших школьников, формирование соответствующих умений и навыков в
процессе занятий ритмикой. Ритмика закладывает основы музыкальной культуры
учащихся и способствует развитию музыкальных и творческих способностей учащихся,
развитию всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения и т.д. Произведения русской и зарубежной классики, народного творчества,
современной музыки, входящие в программу, приобщают учащихся к лучшим образцам
мировой музыкальной культуры.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоциональной
отзывчивости на музыку, ее образного восприятия в процессе музыкально-ритмической
деятельности, так как она развивает
способность творческого самовыражения,
художественного творческого мышления, воображения, интуиции, умения передавать
характер и средства музыкальной выразительности в движении. Огромное значение в
школьном возрасте имеет формирование целостной системы представлений о
музыкальном и танцевальном искусстве, так как оно способствует становлению
музыкально-эстетического сознания учащихся, духовно-нравственных ценностей и
развитию интеллекта. Одним из главных результатов уроков ритмики является переход к
новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и
воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Основа ритмики – комплексы ритмической гимнастики. Последовательность и
постепенное усложнение музыкальных фраз и форм произведений постепенно приводит
учащихся к освоению более трудных музыкальных построений, средств музыкальной
выразительности, теоретических музыкальных знаний и более сложных музыкальноритмических движений. Тематическое построение программы создает условия для
достижения цельности урока, единства всех его элементов, а так же дает возможность
заменять одно произведение другим с аналогичными художественными и музыкальноритмическими задачами.
Творческие задания, музыкально-ритмические игры, создание импровизационных
этюдов раскроют музыкально-творческие способности учащихся, придадут свободу и
пластичность движениям.
3

1.2

Нормативно-правовые основания разработки программы.

Программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы
Т.Ф.Кореневой «В мире музыкальной драматургии».
Направленность программы – художественно-эстетическая.
1.3

Актуальность программы

Высокохудожественный репертуар музыкальных произведений, дифференцированное
восприятие музыки, анализ музыкальных произведений расширяют и углубляют
музыкальный кругозор ребенка, пополняя знания о музыке, эпохе, композиторах,
средствах музыкальной выразительности, музыкальных терминах, способствуют
формированию музыкально-эстетического сознания и культуры ребенка. Занятия
ритмики, которые проходят в сопровождении аккомпаниатора, более глубоко и живо
воздействует на центры нервной системы ребенка, естественно вовлекая его в процесс
эмоционального переживания музыки, лишь частично можно использовать фонограмму.
Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у
детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные
музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и
выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы
вокальной ритмики, помогут детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает
речи благозвучность и фонематическую чистоту.
Данная программа построена с учетом анатомо-физиологических особенностей детей
младшего школьного возраста, их специфики восприятия музыки, желания и
индивидуальных физических возможностей детей. Занятия принесут детям радость от
общения с музыкой, разовьют творческие способности.
1.4 Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства
через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и
желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи программы:
1. Развивать основы музыкальной культуры.
2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического
сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать
музыку в движении.
3. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в
движении, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами
музыкальной выразительности.
4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку,
слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).
5. Учить детей:
 определять музыкальные жанры (танец, марш, песня),
 определять виды ритмики (танец, игра, упражнение).
 понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки,
быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно-громкая, тихая
музыка и т.д.).
4

6. Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой
музыкального произведения.
7. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в
танцах, играх, хороводах, упражнениях.
8. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.
Программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают
требованиям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования:




общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на
основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира,
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного
процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественно - образному,
эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в
творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на
предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Урок в начальной школе состоит из 3-х частей:
1часть:


Упражнения на совершенствование навыков основных движений (все виды
ходьбы, бега, подскоков и т.д.)
2часть:
 Комплекс ритмической гимнастики.
3часть:
 Танцевальные композиции.
Результаты работы показываются в форме открытого занятия, а также на школьных
праздниках, фестивалях.

5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Результат
Регулятивные

Характеристика в ФГОС
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
 планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
 прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
 коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата;

5



Познавательные












Коммуникативные








оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
к преодолению препятствий.
учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом
информационном
пространстве,
в
том
числе
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в том числе
с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы для смены движений, перестроений в танцах.
научиться основам смыслового восприятия художественных и
познавательных музыкальных произведений, выделять существенную
информацию из муз. произведений разных жанров;
осуществлять анализ музыки с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию
по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности
для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
средств музыкальной выразительности, выделения существенных
признаков и их синтеза; устанавливать аналогии.
использование речи для регуляции своего действия;
активное
восприятие
музыкальных
произведений,
анализ
услышанного и воплощение
его в музыкально-ритмических
движениях;
способность общаться в танце;
способность встать на позицию другого человека;
участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем
жизни;
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Планируемые результаты
 научиться
 получит возможность научиться
Личностные
Сформулировать эмоциональное отношение к музыке и передаче ее содержания в движении.
 размышлять об истоках возникновения
 расширять музыкальный кругозор и
музыкально-ритмической деятельности, о
получить общие представления о
танцах, эпохи их создания;
музыкально-ритмической
деятельности, теоретических
 наблюдать за музыкально-ритмической
познаниях музыкального искусства;
деятельностью, теоретически
анализировать произведения;
Развитие мотивов музыкально-ритмической деятельности и реализация творческого потенциала в
процессе коллективного (индивидуального) выступления.
 участвовать в коллективном исполнении
 участвовать
в
коллективном

6

музыкально-ритмических
движений,
обсуждении учебной проблемы и
композиций,
вовремя
начинать
и
анализе условий учебной задачи;
заканчивать движение, слушать паузы,
 умение передавать образ и содержание
понимать дирижерские жесты;
музыки в движении.
 умение передавать образ и содержание
музыки в движении.
Предметные
1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыкально-ритмической
деятельности в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии
 проявлять личностное отношение при
 пониманию истоков музыки и ее
восприятии музыкальных произведений,
взаимосвязи
с
жизнью,
эпохой
эмоциональную отзывчивость и передаче
создания, соответствие манер, жестов,
характера музыки в движении;
пластики танцев их содержанию;
 понимать
степень
значения
роли
 воспринимать
учебный
материал
музыкально-ритмического искусства в
небольшого объема со слов учителя,
жизни человека.
показу
музыкально-ритмических
движений,
умению
внимательно
 выявлять
характерные особенности
слушать;
жанров: песни, танца, марша; определять
 анализировать
характер,
тембр
на слух основные жанры музыки (песня,
танец и марш);
звучания,
средства
музыкальной
выразительности, форму музыкальных
 различать характер, тембры музыкальных
произведений.
инструментов, анализировать форму,
средства музыкальной выразительности
произведения.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
народной культуры.
 ориентироваться
в музыкально осмысленно
владеть
способами
ритмической деятельности народного
певческой и музыкально-ритмической
характера, умении
сопоставлять
деятельности: пропевание мелодии,
различные
образцы
народной и
движение
в
соответствии
со
профессиональной музыки;
средствами
музыкальной
выразительности, умение передавать
 умения ценить отечественные народные
характер музыки в движении;
музыкальные традиции;
 реализовывать
 пониманию
истоков
музыкальнотворческий потенциал, осуществляя
ритмической
деятельности,
ее
собственные
музыкально–
взаимосвязи с жизнью;
исполнительские
замыслы в
музыкально-ритмической
деятельности;
 знать название русских народных
инструментов и их внешний вид,
определять на слух звучание народных
инструментов;
 различать жанры народных песен –
колыбельные,
плясовые, их
характерные особенности;
 знать
образцы
музыкального
фольклора, народные музыкальные
традиции, праздники;
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкально-ритмической деятельности.
 накопления
музыкально-слуховых
 Обогащению
индивидуального
представлений
и
воспитания
музыкального опыта;
художественного вкуса;
 воплощению музыкального образа в
 понимать
термины:
мелодия
и
движении в образно-сюжетных танцах,
аккомпанемент, что мелодия – главная
характерных особенностей историкомысль музыкального произведения;
бытовых танцев;

7



передача характера музыки, средств
 определять
названия
музыкальной
выразительности
в
профессиональных
инструментов,
движении;
выразительные и изобразительные
возможности этих инструментов.
 сопоставлять
народные
и
профессиональные
инструменты,
их
своеобразие и интонационное звучание,
сходства и различия.
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыке в движении.
 выразительно
передавать
чувства,
 выразительно передавать
характер,
выраженные в музыке в движении, ее
настроение, средства музыкальной
характерные особенности в исполнении
выразительности, форму музыкального
танцев,
музыкально-ритмических
произведения
в
музыкальнокомпозициях, играх, импровизационных
ритмических движениях;
заданиях;
 умение использовать музыкальные
 овладевать музыкальными
теоретические знания в передаче
теоретическими знаниями в восприятии
музыки в движении.
музыки и передаче музыки в движении.
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальных
ритмопластических композиций, в импровизации движений под музыку.
 определять
характер,
настроение,
 передавать настроение музыки в
жанровую основу произведений;
движении;
 принимать участие в элементарной
 откликаться на характер музыки
импровизации
и
исполнительской
пластикой
рук,
ритмическими
деятельности;
хлопками и другими движениями;
 выразительно
исполнять
танец,
 выразительно исполнять музыкальносоставлять
исполнительский
план
ритмические композиции, танцы.
композиции, находить нужный характер
исполнения
музыкально-ритмических
композиций, танцев.
Метапредметные
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 выделять
отдельные
признаки
 использовать музыкальную речь, как
предмета и объединять по общему
способ общения между людьми и
признаку;
передачи информации, выраженной в
 выражать
собственные
мысли,
звуках;
настроения
и
чувства
с
помощью
 выделять отдельные признаки предмета и
музыкально-ритмической
объединять по общему признаку;
деятельности;
 приобретать
(моделировать)
опыт
 приобретать
(моделировать) опыт
музыкально-творческой
деятельности
музыкально
творческой
деятельности
через сочинение, исполнение, слушание
через
сочинение,
исполнение,
музыки и передачи ее в движении.
слушание музыки и передачи ее в
движении.
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределения функций и ролей.
 самостоятельно выполнять упражнения,
 видеть взаимосвязь всех школьных
музыкально-ритмические композиции,
уроков друг с другом и роль ритмики в
танцы;
различных явлениях жизни;
 участвовать в коллективной творческой
 участвовать
в
коллективном
музыкально-ритмической деятельности
музицировании, вовремя начинать и
при воплощении различных музыкальных
заканчивать движение под музыку;
образов;
 оказывать помощь в организации и
проведении школьных культурно-

8

массовых мероприятий.

1-й год обучения
Личностными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе является
формирование следующих умений:
1. формирование
музыкальной
культуры,
развитие
эмоциональной
заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального
мышления, воображения, вкуса.
2. эмоциональное восприятие музыкального произведения, определение основного
настроения и характера;
3. положительное отношение к предмету ритмики, желание передавать содержание
музыки в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности,
формой музыкального произведения;
4. выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций в соответствии с
характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального
произведения;
5. выполнение детьми различных творческих заданий по созданию музыкальных
этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все
виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).
6. развитие у детей пространственного мышления и пространственное воображения в
творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов,
танцевальных композиций.
7. умение общаться в танце с партнером, слаженно исполнять танцевальные
композиции в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. принимать учебную задачу;
2. понимать позицию слушателя при восприятии музыкальных образов, характерных
особенностей танцев;
3. осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него
видах музыкально-ритмической деятельности;
4. адекватно воспринимать предложения учителя;
5. принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
6. принимать позицию исполнителя музыкально-ритмических упражнений,
композиций, танцев;
7. воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей в отношении
исполнения музыкально-ритмических композиций, танцев.
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в информационном материале предмета ритмики, осуществлять
поиск нужной информации в Музыкальном словаре и других справочниках;
2. использовать простые символические варианты музыкальной записи (термины,
основные музыкально-теоретические понятия);
3. первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
4. находить в музыкальном тексте разные части;
9

5. понимать содержание музыки, средства музыкальной выразительности, форму
музыкального произведения;
6. составлять простое схематическое изображение формы музыкального
произведения.
Коммуникативные УУД:
1. воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
2. учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
3. принимать участие в коллективной музыкально-ритмической деятельности,
учиться общаться в паре с партнером;
4. понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают,
учитель аккомпанирует, дети танцуют и т.д.);
5. контролировать свои действия в коллективной работе;
6. исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные
функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
7. использовать простые речевые средства для передачи мелодии, движения при
исполнении движений под музыку;
8. следить за действиями других участников в процессе музыкально-ритмической
деятельности.
Предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются
формирование следующих умений:
1. воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного
содержания;
2. различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
3. выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию;
4. воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального
произведения в движении;
5. отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
6. воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях,
творческих заданиях;
7. слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные
части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики,
настроения;
8. находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
9. различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения
(форте – пиано и др.).
10. выразительно исполнять музыкально-ритмические задания, упражнения,
композиции, игры;
11. воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко,
тихо) особенности музыки;
12. развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в
творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов,
танцевальных композиций.
2-й год обучения
Личностными результатами изучения предметно-методического курса ритмики во 2-м
классе является формирование следующих умений:
10

1. формирование музыкальной культуры, активизации музыкального восприятия,
мышления, воображения и других психических процессов учащихся;
2. формирование ощущения свободы движений в передаче музыкально-образного
содержания и характерных особенностей музыки.
3. развитие инициативы и самостоятельности в выполнении творческих заданий по
созданию музыкальных этюдов на основе сформированных движений.
4. развитие у детей пространственного воображения в творческих заданиях по
созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций
Метапредметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
2. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией
учителя;
3. эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев
музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
4. выполнять действия в устной форме;
5. осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической
деятельности;
6. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в музыкальноритмических упражнениях, композициях, танцах, играх, импровизациях;
7. выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
8. выразительно выполнять музыкально-ритмические движения.
Познавательные УУД:
1. осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения,
полученные от взрослых (Музыкальный словарик, справочники, задания
«Вспомни, что ты знаешь о хороводе»);
2. расширять свои представления о музыке и средствах музыкальной
выразительности, теоретических знаниях;
3. пространственные ориентации в способах решения исполнительской задачи;
4. использовать простые символические варианты музыкальной записи, в том числе
карточки ритма;
5. читать простое схематическое изображение рисунка танца;
6. различать условные обозначения сравнивать разные части музыкального текста;
7. осуществлять поиск дополнительной информации о танцах, эпохе и т.д.
8. работать с музыкальными текстами: анализировать их, слышать ритмические
особенности, темп, форму произведения;
9. соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым
средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).
Коммуникативные УУД:
1. использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от
музыки;
2. исполнять музыкально-ритмические движения, танцы со сверстниками;
3. учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
4. принимать участие в коллективных импровизациях, инсценировках;
11

5. следить за действиями других участников в процессе коллективной музыкальноритмической деятельности;
6. контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
7. выражать свое мнение о музыке и танцах в процессе работы над исполнением
музыкально-ритмических движений.
Предметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются
формирование следующих умений:
1. эмоциональное восприятие музыки разнообразного содержания, различных
жанров;
2. умение различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню,
танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
3. умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
доступного содержания;
4. различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
5. размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о разнообразии
чувств, передаваемых в музыке;
6. передавать содержание музыки, ее образа и характерные особенности танцев,
упражнений в движении;
7. выражать свои эмоции в музыкально-ритмической деятельности;
8. передавать характерные особенности танцев в коллективном исполнении;
9. воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые
ритмические группы;
10. сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
11. выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая
смену настроения в движении.
3–й год обучения
Личностными результатами изучения учебно-методического курса ритмики в 3-м
классе является формирование следующих умений:
1. эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
музыкальные произведения;
2. умение исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях:
народном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном.
3. умение подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения
танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
4. умение создавать танцевальные композиции, инсценировки, выполнять творческие
задания.
5. развитие у детей пространственного мышления и пространственного воображения
в творческих заданиях по созданию танцевальных композиций, творческих этюдов,
игр.
6. интерес к различным видам музыкально-ритмической и творческой деятельности;
7. первоначальные представления о художественно-эстетическом, образном,
нравственном содержании музыкально-ритмических композиций и танцев;
8. этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в
жизни человека;
9. выражение в музыкально-ритмическом исполнительстве (в том числе
импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
12

10. нравственно-эстетических переживаний музыки;
11. позиции слушателя и исполнителя музыкально-ритмических композиций, танцев;
12. первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкальноритмической деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 3-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую задачу,
понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
2. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результат собственных действий;
3. выполнять музыкально-ритмические движения в опоре на заданный учителем или
сверстниками ориентир;
4. осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальноритмической деятельности.
5. понимать смысл предложенных конструктивных и творческих заданий в
музыкально-ритмической деятельности;
6. воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД:
1. осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных
источников, расширять свои представления о музыке, танцах, эпохе создания;
2. самостоятельно работать с музыкальными текстами, анализировать их строение,
характерные особенности, уметь сравнивать с ранее изученными произведениями;
3. передавать свои впечатления о музыкально-ритмических композициях, танцах;
4. выбирать способы решения музыкально-ритмических задач;
5. соотносить содержание рисунков и схематических изображений перестроений
танца с выполнением рисунка танца в движении;
6. обобщать учебный материал;
7. устанавливать аналогии;
8. сравнивать средства музыкальной выразительности в танцевальной музыке и
других видах искусства (литература, живопись)
Коммуникативные УУД:
1. осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных
источников, расширять свои представления о музыке и танцах;
2. самостоятельно работать с музыкальными текстами и заданиями, анализировать их
строение, характер, особенности музыкального образа;
3. передавать свои впечатления о музыкально-ритмической композиции;
4. выбирать способы решения музыкально-ритмической задачи;
5. соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального
произведения;
6. соотносить содержание рисунков и схематических изображений с перестроениями
в танце;
7. проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
8. обобщать учебный материал;
13

9.

устанавливать аналогии;

Предметными результатами изучения курса ритмики в 3-м классе являются
формирование следующих умений:
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.

эмоционально выражать свое отношение к музыкально-ритмической деятельности;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыки танцев;
понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека;
передавать в различных видах музыкально-ритмической деятельности
художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных
композиторов и народного творчества, представлениями о композиторском и
исполнительском творчестве;
владеть музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы
различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон;
выразительно двигаться под музыку, передавая средства музыкальной
выразительности, форму произведения в движении;
различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок
в движении;
сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкально-ритмических
движений;
различать язык танца и выразительно передавать его характерные особенности в
движении.

4–й год обучения
Личностными результатами изучения курса ритмики в 4-м классе является
формирование следующих умений:
1. эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание содержания музыкальных
произведений, его драматургии;
2. эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу
для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
3. умение исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях:
народно-характерном, классическом, бальном, современном, стилизованнонародном. Учить подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для
исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
4. умение детей выполнять различные творческие задания по созданию
танцевальных композиций, инсценировок песен на основе
сформированных
движений и добиваться свободы в исполнении и
передаче характерных
особенностей музыки танца.
5. умения и навыки в выполнении задач на пространственные ориентировки в
творческих заданиях, составлении танцевальных композиций.
6. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая
мотивация к различным видам музыкально-ритмической деятельности;
7. навыки оценки и самооценки результатов музыкально-ритмической деятельности;
8. основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации
культурного досуга.
9. способности видеть в людях лучшие качества;
10. способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания
и представления о музыке.
14

Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 4-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои
коррективы;
2. планировать свои действия в соответствии с поставленными художественноисполнительскими и учебными задачами;
3. различать способ и результат собственных и коллективных действий;
4. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников
и других людей;
5. вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
6. осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической
деятельности;
7. выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
8. воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении,
особенностях его исполнения;
9. высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
10. принимать
инициативу
в
музыкально-ритмических
импровизациях
и
инсценировках;
Познавательные УУД:
1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и
творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в
том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом
пространстве Интернета);
2. использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения
учебных (музыкально-ритмических) задач;
3. воспринимать и анализировать музыкальные тексты, в том числе нотные;
4. строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры
музыкальной записи;
5. проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
6. обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
7. устанавливать аналогии;
8. представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация
проектов).
9. соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным
средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
10. строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественномузыкальной выразительности
Коммуникативные УУД:
1. выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог,
диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
2. выразительно исполнять музыкально-ритмические движения, воспринимать их как
средство общения между людьми;
15

3. контролировать свои музыкально-ритмические движения в коллективной работе
(импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и
понимать важность совместной работы;
4. продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной
деятельности;
5. задавать вопросы;
6. использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
7. стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на
позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и
мыслей персонажа музыкального произведения.
8. участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
9. продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
10. продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
Предметными результатами изучения курса ритмики в 4-м классе являются
формирование следующих умений:
1. эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая
фрагменты крупных музыкальных жанров; ( в упражнениях, композициях, танцах,
играх, и др.).
2. эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к
музыке в различных видах музыкально-ритмической деятельности;
3. размышлять о музыке как способе выражения чувств и мыслей человека и
анализировать музыкальные произведения;
4. соотносить музыкально-ритмические движения с жизненными впечатлениями;
5. умение сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
6. ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка
разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
7. умение воплощать художественно-образное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества в
музыкально-ритмической деятельности;
8. соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки,
средства музыкальной выразительности в движении;
9. наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства
и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл
различных форм построения музыки и передавать их в движении;
10. наблюдать за процессом и результатом музыкально-ритмической деятельности;
11. общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных
художественных образов в движении;
12. узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных
инструментов и оркестров
13. выразительно исполнять музыкально-ритмические движения разных форм и
жанров;
14. определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
15. оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.

16

В процессе изучения музыкального искусства у выпускников начальной школы будет
развиваться интеллектуальная и эмоциональная сферы, воспитываться художественный
вкус, расширяться музыкальный и культурный кругозор. В ходе обучения искусству
будет идти активный процесс становления социально-личностных отношений, проявления
творческих инициатив в мире музыки, восприимчивости и способности к сопереживанию,
развитие образного и ассоциативного мышления, творческой фантазии.
Выпускник научится:
1.наблюдать за многообразными явлениями музыкально-ритмического искусства,
выражать свое отношение к искусству, передавая художественно-образное содержание
произведения в единстве с его формой в движении;
2. выявлять выразительные средства и особенности музыкального языка и передавать их в
движении;
3. выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования,
проявлять инициативу в
художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
1.принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы, города, республики (музыкальные вечера, концерты,
конкурсы и т.д).
2. самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах,
спектаклях и.т. д., оценивая их с художественно – эстетической точки зрения.
3.Заниматься музыкально-ритмическим самообразованием при организации культурного
досуга, составлении домашней фонотеки, посещении концертов, фестивалей и т.д.
1.6

Трудоемкость образовательной программы составляет 68 часов в год.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию, внеаудиторные занятия.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

II.

Содержание программы

2.1 Учебный план
№
п.п
.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах
(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
17

Форма
промежуточной
аттестации

Всего

Работа обучающихся во
взаимодействии с преподавателем
Лекции Практическ Итоговая
ие занятия аттестац
ия
0
68

1

Ритмика – 1 год обучения

68

2

Ритмика – 2 год обучения

68

0

68

3

Ритмика – 3 год обучения

68

0

68

4

Ритмика – 4 год обучения

68

0

68

0

272

Итого

2.2

272

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание

Календарный учебный график

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 занятию
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1.

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
Ритмика
Всего:

Количество
часов
68
68

Период обучения/недели
34 недели обучения
34 недель обучения

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Данная программа по ритмике направлена на развитие музыкальных и творческих
способностей учащихся, формирование всех психических процессов:
внимания,
осмысленного дифференцированного восприятия музыки, памяти, эмоционального и
логического мышления, и, что особенно важно, творческого воображения. Личностное
развитие учащихся посредством ритмики: их творческий потенциал, формирование
музыкально-эстетического сознания необходимы в данном возрасте, так как интеллект и
внутренняя культура учащихся закладывается с детства. Любовь к музыке, ее чувства,
образ, характер и умение передавать их в движении создадут почву для более глубокого
восприятия и понимания музыки и наполнят ребенка новым содержанием, стремлением к
активному проявлению музыкальных и творческих способностей.
18

Целенаправленная организация и планомерное формирование предмета ритмики
способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала,
готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и
самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и
классическому музыкальному наследию – направлено на формирование целостной
системы музыкального мировоззрения, воспитание эмоционального образного восприятия
музыки, активизацию логического и эмоционального мышления, творческого
воображения, рефлексии, что способствует познавательному и социальному развитию
ребенка. В результате у школьников формируются духовно-нравственные ценности:
любовь к своему Отечеству, к своей семье, к музыке и музыкально-ритмической
деятельности, уважение к духовному народному и классическому наследию, развиваются
способности выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку
обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение общаться с другими
людьми, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся осуществляется посредством
музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и составляет основу для
решения основных педагогических задач.
Специфика музыкально-ритмической деятельности в начальной школе заключается в
овладении нетрадиционными способами постижения музыкального искусства: через
переживание музыки и ее передачи эмоционального и образного содержания в движении,
что способствует становлению музыкально-эстетического сознания ребенка, его
культурного содержания, обогащению его внутреннего духовного мира.
Репертуар программы представлен в следующих темах:
1. Характер музыки, средства музыкальной выразительности.
2. Музыкальная форма.
3. Комплекс ритмической гимнастики.
4. Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами.
5.Историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и
современного танца.
6.Игровое
танцевальное
творчество.
Инсценирование
песен.
Постановка
ритмопластических спектаклей.
ТЕМА
1.
ХАРАКТЕР
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКИ,

СРЕДСТВА

МУЗЫКАЛЬНОЙ

Репертуар, предложенный для этой темы, решает задачу целостного восприятия
музыки в тесной взаимосвязи с жанровой принадлежностью.
Необходимо научить детей:
 воспринимать динамические оттенки характера музыки;
 анализировать характер и средства музыкальной выразительности, форму
музыкального произведения и передавать их в движении;
 воспринимать ритм как организующее начало в музыке, передавать в хлопках и
движении ритмический рисунок;
 исполнять задания, учитывая зависимость манеры исполнения движений от
принадлежности музыки к определенной эпохе.
Работая с репертуаром этой темы необходимо использовать музыкальную
терминологию.
ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
19

На предложенных музыкальных примерах раскрыть и проанализировать структуру
музыкальных произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение).
Предложить следующие музыкальные формы: одно- , двух- , трехчастную,
вариационную форму, канон.
Научить изменять композицию танцев и упражнений, направление и сами движения в
соответствии со сменой частей, фразировки, вариацией в музыке, слышать и реагировать
на основные элементы музыкальной речи. Помнить, что реприза в музыке означает и
репризу в движении.
ТЕМА 3. КОМПЛЕКСЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
В основу предложенных комплексов легла музыка Ф.Шуберта и музыка русских
композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, С.Майкапара, А.Гречанинова.
Упражнения, движения позволяют передать не только характер произведения со всеми
средствами музыкальной выразительности, но и форму, а самое главное, музыкальный
образ.
ТЕМА 4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ
ПРЕДМЕТАМИ

КОМПОЗИЦИИ,

ИГРЫ,

УПРАЖНЕНИЯ

С

Предметы, с которыми предлагается двигаться под то или иное музыкальное
произведение, позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки, средства
музыкальной выразительности.
Перед разучиванием композиции с предметом необходимо предварительно
неоднократное прослушивание музыки, анализ средств музыкальной выразительности,
чтобы полнее раскрыть характер музыкального произведения.
ТЕМА 5. ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ, ПАРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ,
ЭЛЕМЕНТЫ ПАРНОГО, БАЛЬНОГО, НАРОДНОГО И СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
Танец – древний вид искусства. Изначально танец существовал без музыки, так как в
качестве музыкального сопровождения использовался прежде всего ритм, танцующие
отбивали такт ногами и руками. Позднее для звукового сопровождения надевали особые
деревянные сандалии, в руки брали устричные раковины (своеобразные кастаньеты).
Обращаясь к музыке различных эпох, подчеркивая ее характерные особенности, можно
предложить детям на примере развития народной музыки и народного танца несложные
танцевальные композиции, простые элементы того или иного танца, проследить, как
постепенно народный танец видоизменялся и из народных празднеств переходил в
салоны. Ведь композиторы во все времена опирались в своем творчестве на истоки
народной музыки. Именно И. Штраус, вдохновленный народным танцем – вальсом,
сочинял вальсы столь блистательные, что бывший танец-простолюдин вихрем промчался
по Европе и прочно закрепился во дворцах знати как «король» танцев.
Слушая с детьми музыку разных эпох и народов, отрабатываются манеры, характерные
для времени написания музыкального произведения. Сравнивая музыку бальных танцев с
музыкой народных танцев, можно проследить, как благодаря музыкальному решению
композиторов танец рождается заново. Иногда танец отходил от своих первоистоков,
утрачивая обаяние простоты и естественности в движениях, теряя непосредственность,
живость, темперамент в выражении чувств. Вместе с изяществом приобретались черты,
свойственные дворцовому ритуалу – церемонность, сдержанность, галантность, порой
манерность, чопорность. Это вызвалось особенностями психологии и культуры:
обстановкой, одеждой.
20

Перед слушанием музыки того или иного танца желательно использовать
иллюстративный материал: эскизы костюмов, детали украшений, прически, обувь – все
то, что влияло на манеры и технику исполнения танца. Прекрасно настраивает на
восприятие музыки чтение фрагментов стихов и художественной прозы.
ТЕМА 6. ИГРОВОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСЕН.
ПОСТАНОВКА РИТМОПЛАСТИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ
Работе по данной теме должна предшествовать кропотливая предварительная
подготовка. Не может быть творчество без знаний, умений, навыков. Музыка,
предложенная для творческих заданий и этюдов, дает возможность преподавателю
проанализировать, достаточно ли было уделено внимания качеству выполнения
движений, умеют ли дети отличать музыку современную от музыки той или иной эпохи,
народную от классической.
Песни, используемые для инсценирования, должны быть разучены на музыкальных
занятиях. Можно дать детям соответствующие атрибуты, придумать костюмы.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель обучения:
1. Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии.
2. Формирование необходимых навыков в ритмопластике для наиболее полной передачи в
движениях содержания музыкального произведения.
3. Воспитание интереса и желания выражать свои творческие фантазии, чувства,
вызванные музыкой к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
4. Формирование красивой осанки, выразительности и пластики движений.
Задачи обучения:
1. Формировать музыкальную культуру, развивать эмоциональную заинтересованность в
восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.
2. Учить детей исполнять музыкальные композиции, передавая чувства, эмоции,
вызванные музыкой в движении в соответствии с характером, средствами музыкальной
выразительности, формой музыкального произведения.
3. Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию музыкальных
этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды
ходьбы, бега, подскоков, галопа).
4. Развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в
творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных
композиций.
ПЛАНРАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема
Путешествие
музыкальную полянку

Песня, танец, марш.

Кол-во
часов
на 2

2

УУД
1.Выявление музыкальных возможностей детей.
2.Организация
музыкально-педагогического
процесса.
3.Настроить детей на образное содержание
музыки и умение характеризовать ее.
1.Формирование у детей понятие о трех жанрах:
21

Характер и настроение в 2
музыке

Осенние
фантазии, 2
тематический урок
Музыкальная форма

2

Мир
П.И.Чайковского

музыки 2

«Детский
П.И.Чайковской

альбом» 2

Историко-бытовой
Полька.
Основные
Польки.

танец 2
движения 2

Полька, движение в паре.

Общение
характерные
Польки.

2

в
танце, 2
особенности

Полька.
Закрепление 2
движений и перестроений.

Музыкально-ритмические
композиции к празднику

Подготовка
Рождества

к

6

празднику 4

марш, танец, песня.
1.Вызвать активный интерес учащихся и
желание двигаться в соответствии с характером,
средствами музыкальной выразительности,
формой музыкального произведения.
2.Учить детей выражать свои чувства и эмоции в
движении.
1.Побуждать детей к творчеству, умению
передавать
изобразительность
музыки
в
движении с предметами (листиками).
1.Учить детей анализировать музыкальные
построения:
количество
частей
и
их
особенности.
1.Знакомство с творчеством композитора,
вызвать у учащихся активный интерес к музыке
П.Чайковского.
1.Рассказать о истории и содержании «Детского
альбома» П.Чайковского.
2.Разучивание
комплекса
ритмической
гимнастики на музыку П.Чайковского.
1.Познакомить детей с движениями Польки, ее
характерными особенностями.
2.Дать историческую справку о танце.
1.Продолжить
знакомство
с
основными
движениями Польки, закрепить их.
2.Вспомнить о характерных особенностях танца.
1.Показать детям движения Польки в паре и
разучить движения и перестроения танца.
2.Учить детей уважению друг друга и чувству
коллектива.
1.Учить детей общаться в танце.
2.Добиватьсяслаженности движений с музыкой,
свободы выполнения характерных движений
Польки.
1.Продолжить
работу
над
закреплением
танцевальных движений и перестроений танца.
2.Учить передавать в движении характер
музыки,
средства
музыкальной
выразительности, драматургию.
1.Подготовить детей к выступлению на
празднике.
2.Добиваться слаженности движений с музыкой,
выразительности, способность развитию эмоций
и общения друг с другом.
Продолжить работу над слаженностью и
выразительностью движений под музыку.

34
ПЛАНРАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
22

Тема
Музыкальные образы
произведениях
П.Чайковского.
Трехдольный
размер
произведениях
П.Чайковского.

Количе
ство
уроков
в 2

в 2

«Балансе» вальса

4

Повороты вальса

4

Движение с предметом

2

Пластика рук в движении с 2
предметом
Закрепление композиции с 2
предметом.
Образно-сюжетная
композиция.
Мир детства в музыке.
Игровое
творчество.

2
2

танцевальное 2

Заключительный
концерт.

урок- 10

УУД
Учить учащихся умению характеризовать
средства музыкальной выразительности, форму
характерные образы музыки П.Чайковского и
передавать их в движении.
Проработать ритмически сильные и слабые доли
в трехдольном размере в произведениях
П.Чайковского «Сладкая греза», «Новая кукла»,
«Вальс», «Немецкая песенка».
1.Разучить с детьми движение «балансе»,
правильные позиции рук, повороты головы.
2.Учить детей ритмично и правильно передавать
трехдольный ритм вальса.
Разучить с детьми половинный и полный
поворот, позиции рук.
Учить детей движению с предметом, умению
передавать
средства
музыкальной
выразительности.
Добиваться свободы, выразительности пластики
движений с предметом.
Детальная работа над композицией и закрепление
движений под музыку, добиваться слаженности
движений под музыку.
Познакомить
детей
с
образно-сюжетной
композиций весенней тематики.
Учить детей умению выражать свое отношение,
эмоции, чувства к музыке того или иного
композитора в движении.
Учить детей выражать средства музыкальной
выразительности в творческих заданиях, этюды,
музыкальных играх.
Стимулировать
и
поощрять
творческие
проявления детей в творческих заданиях, этюдах,
играх.
Повторение
пройденного
материала
и
выразительное
исполнение
композиций,
упражнений и т.д.

34
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель обучения:
1.Активизировать у детей интерес и желание к познанию музыкальной драматургии.
Развивать необходимые навыки в ритмопластике для наиболее полной передачи в
движениях содержания музыкального произведения.
23

2.Воспитание и развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности и
инициативы при составлении танцевальных
композиций, инсценировке песен, в
творческих заданиях и т.д.
3.Способствовать формированию свободы, пластики и выразительности движений в
передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи обучения:
1.Формировать музыкальную культуру, способствовать активизации музыкального
восприятия, мышления, воображения и других психических процессов учащихся.
2.Подводить детей к ощущению свободы движений в передаче характера и других
характерных особенностей музыки.
3.Развивать инициативу и самостоятельность в выполнении творческих заданий по
созданию музыкальных этюдов на основе сформированных движений.
4.Развивать у детей пространственное воображение в творческих заданиях по созданию
музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
ПЛАН РАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема

Кол-во
Час.
Характер и настроение в 2
музыке

Музыкальная форма

Мир
П.И.Чайковского

2

музыки 2

Трехдольный
размер
музыкальных
произведениях
П.И.Чайковского.

в 2

Вальсовая дорожка

2

«Балансе», повороты вальса.

2

Пластика рук в движении 2
вальса.

УУД
1.Выявление
музыкальных
возможностей
учащихся.
2.Организация
музыкально-педагогического
процесса на уроках.
3.Побуждать учащихся к активному желанию
передавать характер и настроение музыки в
движении.
Учить детей умению анализировать музыкальные
произведения,
слышать
смену
частей,
способствовать
дифференцированному
восприятию музыки.
Способствовать
умению
учащихся
более
осмысленно и дифференцированно воспринимать
произведения П.И.Чайковского, анализировать,
закреплять
теоретические
понятия
о
композиторе,
его
музыке,
добиваться
эмоциональной
передачи
ее
характера,
драматургии в движении.
Проработать сильные и слабые доли в
трехдольном размере в произведениях П.
Чайковского «Сладкая греза», «Новая кукла»,
«Вальс», «Немецкая песенка» и применить эти
навыки в составлении композиции.
Закрепление
ощущения
трехдольности
и
применение навыков движения в трехдольном
ритме вальсовой композиции.
Разучить с учащимися движения: балансе,
полный и половинный повороты.
Закрепление движений балансе, полный и
половинный поворот.
Закрепить позиции рук в балансе, поворотах и
вальсовой дорожке.
24

Музыкально-ритмическая
2
композиция
образносюжетного характера.

Характерные особенности 2
музыкально-ритмической
композиции.
Движение с предметом.

2

Музыкально-ритмическая
композиция к празднику.

2

Подготовка к празднику.

12

Учить детей восприятию музыки образносюжетного характера, передавать характерные
образы музыки в движении.
Разучивание элементов движений, перестроений
композиции.
Добиваться слаженности движений с музыкой.
Продолжить работу над слаженностью движений
с музыкой.
Работа
над
художественным
образом
композиции, передаче его в ритмопластике.
Упражнять детей в плавном движении рук без
предмета и с предметом (платком, шарфиком и
т.д.).
Способствовать умению детей выразительно
двигаться в соответствии с музыкальными
образами,
средствами
музыкальной
выразительности, драматургией произведения.
Добиваться слаженности движений с музыкой,
активной передачи драматургии музыки в
движении.
Воспитывать коллективную ответственность в
танце, способствовать развитию эмоций и
общению друг с другом.

34
ПЛАН РАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема
Движение с предметом.
Танцевальная композиция
на музыку А. Дворжака.

Кол-во
Час.
2

Основные
движения 2
композиции
на
музыку
А.Дворжака.
Перестроения композиции.
2
Движение с предметом 2
(платком).
Закрепление
основных 2
движений и перестроений
композиции.
Пластика рук в движении с 2
предметом.
Подготовительное
2
упражнение к движению с
лентами

УУД
Способствовать
умению
учащихся
анализировать
музыку,
умению
дифференцированно
воспринимать
ее
и
характерно передавать ее содержание.
Закрепление основных движений без предмета и
с предметом.
Разучивание и закрепление перестроений
композиции.
Закрепление композиции с предметом (газовым
платком).
Формировать у детей умение слаженно
выполнять движения с музыкой.
Развивать у учащихся умение свободно
двигаться с предметом, добиваться свободы,
выразительности, пластики движений.
Разучить подготовительные упражнения к
движению с лентами: «солнце, восьмерка,
качели».
25

Основные
элементы 2
движений с лентами
Музыкально-ритмическая
композиция с лентами.

2

Закрепление
основных 2
навыков
движения
с
лентами.
Пластика рук в движении с 2
лентами.
Весенние образы в музыке.

2

Мир детства в музыке.

2

Игровое
творчество.

танцевальное 2

Заключительный
концерт.

урок- 6

Закрепление подготовительных упражнений,
проверка каждого учащегося.
Разучивание перестроений композиции.
Продолжить
работу
над
правильным
выполнением движений без лент, проверка
учащихся.
Продолжить работу над точностью выполнения
движений, перестроений композиции.
Формировать у детей навыки выполнения
движений без лент и с лентами, работа над
точностью движений.
Развивать у учащихся творческие способности,
учить импровизировать движения под музыку,
передавая
музыкальный
образ,
средства
музыкальной
выразительности,
форму,
драматургию произведения в движении.
Учить учащихся передавать свое отношение к
разнохарактерной музыке композиторов разных
эпох и передавать эмоции, чувства в движении.
Способствовать
развитию
творческих
способностей
учащихся,
инициативы
и
самостоятельности в творческих заданиях,
этюдах, играх.
Повторение пройденного материала: танцев,
упражнений, игр, творческих заданий.

34
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель обучения:
1.Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся через
возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.
Совершенствование необходимых навыков в ритмопластике для передачи чувств, эмоций,
вызванных музыкой в движении.
2.Совершенствование художественно-творческих способностей при составлении
танцевальных композиций, творческих заданий, инсценировок песен.
3. Добиваться свободы, пластики и выразительности движений в танцах.
Задачи обучения:
1.Формировать музыкальную и духовную культуру, развивать все психические процессы
учащихся.
2.Учить детей исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях:
народном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном. Учить
подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в
соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
3.Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию танцевальных
композиций, инсценировок.
4.Развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в
творческих заданиях по созданию танцевальных композиций, творческих этюдов, игр.

26

ПЛАН РАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема

Кол-во
Час.
Характер и настроение в 2
музыке.

Упражнения с лентами.

2

Музыкально-ритмическое
2
упражнение с лентами.
Пластика рук в движении с 2
лентами.
Закрепление
основных 2
движений композиции с
лентами.
Музыкальные образы и 2
характерные
особенности
композиции с лентами.
Мир музыки С. Майкапара.
2

Сказка в музыке
Майкапара.
Историко-бытовой
Менуэт.

С. 2
танец 2

Основные
элементы 2
движений Менуэта.
Менуэт. Перестроения в 2
паре.
Закрепление
основных 2
элементов
и
движений
Менуэта.
Характерные особенности 2
Менуэта.
Общение в танце.

2

Урок-концерт.

6

УУД
1.Выявление
музыкальных
возможностей
учащихся.
2.
Организация
музыкально-педагогического
процесса.
3.Настроить детей на раскрытие музыкального
характера, настроения в движении.
1.Способствовать совершенствованию навыков
движения с лентами.
1.Формировать координацию движения рук и ног
в композиции с лентами.
1.Упражнять учащихся в движении с лентами,
добиваясь свободы пластики движений рук.
1.Продолжить работу над совершенствованием
навыков движения с лентами, способствовать
проявлению чувств, эмоций детей и передаче их в
музыкально-ритмических движениях.
1.Способствовать
воплощению
музыкальноритмических образов в движении с лентами.
1.Вызвать у детей интерес к музыке С.Майкапара,
ее образному содержанию и передаче ее
характерных
особенностей
в
музыкальноритмических движениях.
1.Побудить учащихся к творчеству, к созданию
сказочного сюжета в музыкально-ритмических
движениях средствами ритмопластики.
1.Дать историческую справку о Менуэте, эпохе
создания, композиторах, манерах, этикете.
2.Способствовать формированию хороших манер
учащихся в музыкально-ритмических движениях.
1.Работа над основным шагом Менуэта,
элементами движений.
1.Разучить перестроения Менуэта в паре.
2.Способствовать формированию хороших манер
учащихся, точности выполнения движений.
1.Продолжать работу над точностью выполнения
движений и добиваться слаженности движений с
музыкой и в паре друг с другом.
1.Учить
детей
передавать
характерные
особенности эпохи танца, бережно и уважительно
относиться друг к другу в паре.
1.Учить учащихся общаться в танце, бережно
относиться друг к другу и к другим участникам
танца.
1.Повторение и выразительное исполнение
музыкально-ритмических композиций.

34
27

ПЛАН РАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема
Основные
танца.

шаги

Кол-во
Час.
русского 2

Элементы
движений 2
русского танца.
Основные
движения 2
русского танца в паре.
Перестроения танца.

2

Закрепление
основных 2
движений русского танца.
Музыкальные
русского танца.

образы 2

Характерные особенности 2
русского танца.
Историко-бытовой
танец
Мазурка.
Основные
элементы
движений мазурки.
Мазурка. Движение в паре.
Перестроения Мазурки.
Характерные особенности
Мазурки.
Закрепление
Мазурки.

2
2
2
2
2

композиции 2

Мазурка. Общение в танце.
Заключительный
концерт.

2

урок- 6

УУД
1.Познакомить учащихся с переменным шагом
русского танца.
2.Добиваться правильного выполнения движений
под музыку.
1.Формировать навыки движений русского танца,
способствовать их совершенствованию.
1.Учить детей выполнять движения русского
танца в паре, эмоционально общаться с
партнером.
1.Выучить с учащимися перестроения танца,
способствовать
формированию
чувства
ответственности в паре и в коллективе.
1.Способствовать
закреплению основных
движений русского танца.
2.Добиваться слаженности движений с музыкой и
друг с другом.
1. Совершенствовать
танцевальные навыки
учащихся через осознание ими музыкального
образа танца, его сюжета, содержания.
1.Учить учащихся передавать в движении
характерные особенности русского танца,
добиваться
свободы
и
выразительности
движений.
1.Дать историческую справку о Мазурке, эпохе
создания, композиторах, манерах, этикете.
1.Формирование навыков движений Мазурки.
1.Разучить движения Мазурки в паре.
1.Закрепление перестроений Мазурки.
1.Учить учащихся передавать характерные
особенности эпохи танца, манеры, пластику
движений.
1.Добиваться слаженности движений с музыкой,
чувствовать своего партнера и двигаться вместе с
ним.
1.Учить детей эмоционально общаться с
партнером,
воспитывать
чувство
ответственности.
1.Повторение композиций, упражнений.

34
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
28

Цель обучения
1.Способствовать становлению общей духовной культуры учащихся.
2.Достижение свободы, пластики и выразительности движений и передача характерных
особенностей музыки в соответствии с эпохой создания музыкального произведения, а
также для максимально полной передачи в движении содержания музыкального
произведения.
3.Совершенствование
художественно-творческих
способностей
посредством
ритмопластики в творческих заданиях.
Задачи обучения:
1.Формировать духовную культуру, развивать все психические процессы учащихся.
2.Учить детей исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях:
народно-характерном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном.
3.Учить подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в
соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
4.Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию танцевальных
композиций, инсценировок песен на основе сформированных движений и добиваться
свободы в исполнении и передаче характерных особенностей музыки танца.
5.Совершенствование умений и навыков в выполнении задач на пространственные
ориентировки в творческих заданиях, составлении танцевальных композиций.
ПЛАН РАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема

Кол-во УУД
Час.
Характер и настроение в 2
1.Выявление
музыкальных
возможностей
музыке.
учащихся.
2.
Организация
музыкально-педагогического
процесса.
3.Настроить детей на раскрытие музыкального
характера, настроения в движении.
Мир музыки П.Чайковского
2
1.Повторение
и
закрепление
музыкальноритмических движений по данной теме.
2.Расширенное
знакомство
с
творчеством
П.И.Чайковского.
С.Майкапар «Бирюльки»
2
1.Повторение и закрепление музыкальноритмических упражнений по данной теме.
2.Выявление
характерных
особенностей
произведений С.Майкапара и передача их в
движении.
Музыкальное
творчество 2
1.Знакомство с музыкальным творчеством М.
М.Глинки
Глинки, анализ музыкальных произведений и
передача музыки в движении.
Комплекс
ритмической 2
1.Разучивание комплекса ритмической гимнастики
гимнастики
на
музыку
на музыку М. Глинки, анализ средств музыкальной
М.Глинки
выразительности.
Закрепление
элементов 2
1.Детальная работа над упражнениями ритмической
ритмической гимнастики на
гимнастики на музыку М. Глинки.
музыку М.Глинки.
Основные элементы движений 2
1.Закрепление движений: «балансе», полный и
вальса.
половинный поворот.
29

Музыка в движениях рук.

2

Движения рук вальса.

2

Движения вальса в паре.

2

Движения вальса с предметом. 2

Характерные
особенности 2
движений рук в композиции с
предметом.
Закрепление
композиции 2
вальса с предметом.
Музыкально-ритмические
композиции к празднику.

2

Подготовка к празднику.

6

1.Подготовительные упражнения для закрепления
позиций рук.
1.Продолжить упражнять детей в постановке рук,
закреплении позиций рук.
1.Разучить
движения
«балансе»,
повороты,
перестроения в паре, отметить правильность
выполнения движений рук, повороты головы.
1.Показать учащимся элементы движений рук с
шарфиком и разучить их.
2.Закрепление движений с шарфиком и позиций
рук.
1.Добиваться сохранения позиций рук, пластики
рук в движении с шарфиком.
1.Продолжать добиваться правильных позиций рук,
поворотов головы, общения с партнером,
координации движений.
1.Развивать выразительность, пластику рук,
точность выполнения движений, добиваться
слаженности движений с музыкой.
2.Воспитание ответственности в паре и в
коллективе.
1.Добиваться
точности
и
выразительности
исполнения композиции.

ПЛАН РАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема

Кол-во УУД
Час.
Историко-бытовой
танец 2
1.Повторение шагов и элементов движений Мазурки,
Мазурка.
усложнение и разучивание новых движений.
Основные шаги и элементы 2
1.Разучивание движений и перестроений Мазурки.
движений Мазурки.
Основные
движения 2
1.Разучивание движений Мазурки в паре.
Мазурки в паре.
Перестроения Мазурки.
2
1.Расширение композиции танца, усложнение
элементов движений и перестроений.
Характерные
особенности 2
1.Добиваться передачи манер, пластики движений
Мазурки.
танца.
Закрепление
композиции 2
1.Продолжить работу над слаженностью движений с
Мазурки.
музыкой.
Музыка вальса.
2
1.Познакомить детей с вальсовой музыкой, историей
вальса.
2.Разучить движения вальса для мальчиков и
девочек.
Вальс и его характерные 2
1.Подвести детей к осознанию характерных
особенности.
особенностей вальса через движение, учить менять
движение согласно музыкальным построениям
вальса.
30

Вальсовая
композиция. 2
Общение в паре.
Шаги испанского
хлопки.

танца

1.Разучить движения вальса в паре с его
характерными особенностями (повороты головы,
движения рук, ног и т.д.).
1.Разучить с учащимися шаги испанского танца и
хлопки.
2.Проработать ритмический рисунок Арагонской
хоты и Андалузского танца.
1.Прохлопать ритмический рисунок и разучить
движения Арагонской хоты и Андалузского танца с
предметами.
1.Продолжить работу над вальсовой композицией в
паре, точностью выполнения движений.
2.Учить передавать характерные особенности вальса
в движении.
1.Добиваться уверенности и свободы исполнения
композиций, общению в паре.
1.Подготовка учащихся к исполнению композиции на
выпускном празднике.
2.Добиваться выразительности и свободы.
1.Повторение программы, обобщение музыкального
материала и поставленных задач.

и2

Испанский
танец
с2
предметами
(веер,
кастаньеты).
Вальсовая композиция.
2

Пластика рук в вальсовой 2
композиции.
Музыкально-ритмические
2
композиции к выпускному
празднику.
Заключительный
урок- 6
концерт.

III.

Организационно-педагогические условия
реализации программы

3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 6,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей начального школьного возраста.
3.2.
3.3.
3.4.

Форма обучения - очная
Режим занятий – 2 занятие в неделю, 1 занятие в день по 40 минут.
Материально-технические условия реализации программы
Наименование объектов и
средств материальнотехнического обеспечения
Пианино/Синтезатор
Коврики
Стул
Музыкальный центр
«Samsung»
Атрибутика для танцев
(платочки, шарфики, цветы,

Количество

Примечание

1
30
1
1
В наличии

31

Используются для выполнения творческих
заданий, развития познавательного интереса

веера, султанчики, детские
игрушки, флажки и другие)
Музыкальные инструменты
(ложки, бубны)

к изучаемому предмету.
В наличии

Используются для выполнения музыкальноритмических заданий, танцев.

3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области профессионального хореографического и
начального общего образования и воспитания младших школьников.

IV.

Оценка качества освоения образовательной программы

Контроль знаний, умений, навыков производится по безотметочной системе.
Виды контроля:
Текущий:
практические задания (исполнение танцевальных комбинаций и
композиций); творческие задания (самостоятельный подбор музыкального материал,
импровизация)
Рубежный:

исполнение танцевальных композиций.

Итоговый: творческий отчет.
В качестве инструмента оценки качества освоения образовательной программы можно
считать участие в отчётных концертах по итогам полугодий.

V. Методические материалы:
1.Электронные носители;
2. аудиодиски;
3.схемы перестроения танцев, формы музыкального произведения;
4. литература о музыке, танцах.
Список литературы для педагога:
Андреева М. Дождик песенку поет. М., 1981г.
Андреева М., Шушкина З. Первые шаги в музыке. М., 1993г.
Андреева. М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М: Музыка, 2013г.
Бырченко. Т. С песенкой по лесенке. М: Советский композитор, 1984г.
Заводина. И.В. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-3. М: Музыка, 2016 г.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, М., 1976 г., ч1-2.
Конорова Е. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-2, М: Музыка, 2012г.
Коренева Т. В мире музыкальной драматургии. Методическое пособие по ритмике.
М.,1996г.
9. Лифиц И. Ритмика. М. 1992 г., ч.1-2.
10. Музыкально-двигательные упражнения. Сост. Е.Раевская, С. Руднева, М., 1991г.
11. Мы танцуем и играем. Сост. С.Бекина, Ю.Комальков, Э.Соболева. М.,1994г., Вып 1-6.
12. Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных
руководителей. М., 1973г.
13. Праздники и развлечения в детском саду. Сост. С.Бекина. М.,1986г.
14. Руднева С., Фиш. Э., Ритмика. М.,1972г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

32

15. Франио Г. Поурочный план по ритмике. М., 1993г.
16. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной
школы. М., 1987г.
17. Франио Г.,. Методическое пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М.,
2005 г.
18. Фольклор – Музыка – Театр. Программы и конспекты занятий для педагогов
дополнительного образования. Под ред. С.И. Мерзляковой. М., «Владос»,1999г.
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы

Электронные
образовательные ресурсы

Видеофильмы о танцах

Ресурсы Интернета
http://www.drofa.ru/

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».