Личности в истории России

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ»
МОДУЛЬ: «ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ РОССИИ»

Направленность: социально-гуманитарная
Возраст: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 41час

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" И.В.Шайхутдинова,
не опубликована, 2022г.

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей
таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость,
справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Настоящая программа создает условия для социального и культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе
мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.















1.2
Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ);
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Приказом Министерства Просвещения РФ от 29.11.2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 29.11.2018 г. № 52813);
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении
временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О
3



направлении методических рекомендаций»
Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
1.3. Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся
ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые способствуют
расширению и углублению знаний о данной науке. Успешность в изучении истории,
одной из основных гуманитарных наук, может быть достигнута при условии овладения
обучающимися навыками и алгоритмами работы с историческими материалами и
понятиями. Данный курс позволит развивать у учащихся умения самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает
отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами.
Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников
и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы, потому что они
помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше
запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке,
формирует речевые компетенции.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,
желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности,
умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Творческие работы, используемые в системе работы,
основаны на
любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная
практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но
и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на
олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
1.4. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для активизации познавательного интереса к
изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую
осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними
событий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
практических задач:
 освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов
философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять
4

историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и
современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к
дискуссионным проблемам истории;
 овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как
основы решения исследовательских задач.
1.5. Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном
самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности
в основной школе являются:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение
функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы
работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение
эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных
позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать
партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою
позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения
5

интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
как
инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения
социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и
саморегуляции;
формирование
умений
рационально
использовать
широко
распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметными результатами являются:
знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории России.
уметь:
• соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при
написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории.
Личностные УУД.
1. Поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества.
2. Осуществлять осознанный и аргументированный выбор.
3. Самоопределение.
4. Смыслообразование
Познавательные УУД.
1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;
готовность к самообразованию и самовоспитанию.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций.
3. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания).
4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
5. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
2. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
6

3. Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
5. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
Регулятивные УУД.
1. Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
2. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в
форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной
на достижение поставленных целей.
3. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач.
1.6
Трудоемкость образовательной программы составляет 41 час в год.
Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.
1.7
Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

II.

Содержание программы «Личности в истории России»
2.1 Учебный план

№
п.п.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах
(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

1

Личности в истории
России

41

0

41

Итого

41

0

41

2.2 Календарный учебный график
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
20,5 учебных недель
Форма занятий: очная

7

Форма
итоговой
аттестац
ии

Участие
в
интеллек
туальной
игре

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Методологические основы курса.
Тема 1. Работа с персоналиями. Роль личности в истории. Критерии причисления к
историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика
причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических
личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко,
Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий,
Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые
фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы,
шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Тема 2.Исторический документ как источник информации. Необходимость работы с
историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма
работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из
определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение
родственного понятия под признаки изучаемого.
Тема 3. Последовательно-текстуальное изучение источников. Выделение
основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним
уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные
вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и
выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей.
Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни
нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.
Тема 4.Логические задания. Логическое задание - ориентирующее средство в
самостоятельной работе учащихся. Поиск ответа на вопросы логического задания в тексте
документа. Написание конспекта изучаемого источника.
Тема 5. Метод поэтапного изучения источника. Подготовительный этап (уяснение
терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа;
разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных
характеристик личностей, упоминаемых автором). Уяснение содержания источника
(выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта
изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие
периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника).
Выполнение обобщающих и практических заданий.
Раздел 2. Киевская Русь.
Тема 1. Первые князья. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик.
Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух
центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением
вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на
Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга.
Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин.
Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с
Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой. Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира
Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича.
Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский
феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира
Святославича.
8

Тема 3.Ярослав Мудрый. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление
международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что
охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
Тема 4. Владимир Мономах. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками
Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы
и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение
династических связей в пределах Европы.
Раздел 3. Феодальная раздробленность.
Тема 1. Князья периода феодальной раздробленности. Начало раздробленности на Руси.
Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий.
Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир,
замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир
Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий
Новгород.
Система
“выкармливания”
князя
–
особенность
Новгородской
государственности.
Тема 2. Александр Невский. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович
Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Раздел 4. Московская Русь.
Тема 1. Иван Калита. Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы.
Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за
великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 2. Дмитрий Донской. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с
Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 4. Иван III. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий
князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга
Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IV Грозный. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей
Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории
государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией.
Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство
утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Раздел 3. Россия в XVII веке.
Тема 1. Борис Годунов. Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение
патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Тема 3. Алексей Михайлович «Тишайший». Возрождение страны после смуты. Царь
Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное
уложение. Закрепощение крестьянства.
Раздел 4. Россия в XVIII веке
Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые
самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы
на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Тема 3. Женщины на престоле. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики.
Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Тема 4. Елизавета Петровна. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов.
Открытие Московского университета.
Тема 5. Екатерина Великая. Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”.
Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Раздел 4.Россия в первой половине XIX в.
Тема 1. Александр I. Император Александр I и его окружение (М.М. Сперанский, А.А.
Аракчеев, М.М. Кутузов и др.). Основные направления внутренней и внешней политики.
Тема 2. Николай I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и
социальной опоры самодержавия.
9

Раздел 5. Россия во второй половине XIX в.
Тема 1. Александр II. Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и
причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы,
либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа
1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. ЛорисМеликова и его проект реформ.
Тема 2. Александр III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П.
Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего
законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и
печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление.
Национальная и религиозная политика Александра III.
Итоговое занятие. Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление
конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание
исторического эссе.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Личность в истории. Алгоритмы изучения.
Исторический документ как источник информации
Последовательно-текстуальное изучение источников.
Логические задания
Метод поэтапного изучения источника
Первые князья
Владимир Святой
Ярослав Мудрый
Владимир Мономах
Князья периода феодальной раздробленности
Александр Невский
Иван Калита.
Дмитрий Донской.
Иван III.
Иван IV Грозный.
Цари смутного времени.
Алексей Михайлович “Тишайший”
Петр Первый
Женщины на престоле
Елизавета Петровна
Екатерина Великая
Екатерина Великая

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Александр I
Николай I
Александр II
Александр III
Григорий Распутин.
Александр Керенский.
Лев Троцкий.
Владимир Ульянов-Ленин.
Семен Буденный.
Иосиф Сталин.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№

Тема занятия

10

Кол-во часов
теория практ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36.
37.

Георгий Жуков.
Солдаты Победы.
Никита Хрущев.
Посещение исторического комплекса «Моя Россия» г.
Самара
Проектная деятельность.
ИТОГО

1
1
1
2
4
41ч.

1
1
1
2

35

4
6

III. Организационно-педагогические условия реализации
программы
3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню
подготовки обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение
ребёнку должно быть не менее 12,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что
содержание и виды деятельности, предусмотренные данной программой составлены
с учетом возрастных и физиологических особенностей среднего школьного возраста.
3.2.
Форма обучения – очная
3.3.
Режим занятий – 2 раза в неделю, 2 занятия в день по 40 минут,
перемена 10 минут.
3.4. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение,
учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска,
видеопроектор, а также современные проектные методики, которые позволяют
детям проявить творческую активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная,
творческая деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование,
просмотр презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности в области основного общего
образования и воспитания подростков.
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Оценка качества проводится в виде итоговой интеллектуальной игры.
V. Методические материалы
Список литературы.
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл. [Текст] : к учебнику Ф. А.
Михайловского «История Древнего мира»
2. Григорьев, д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор
[Текст]: пособие для учителя / д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010
—223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое общение
11

[Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /д. В. Григорьев, Б. В.
Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам)
4. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М: Просвещение, 2011—178 с.
5. История древнего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://konan/3dn/ru\
6. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое
пособие / О. Ю. Стрелова,, Е. Е. Вяземский. — М. : Русское слово — учебник , 2014. —
178 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся.
7. Культура Древнего Египта [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ru.
wikipedia.org\wiki/ древнего Египта. — Загл. с экрана
8. Николаев, Д. В. Культура древнего мира [Текст]: учебное пособие / СП6ГТУРП. —
СП6., 2011.— 49 с.
9. Проект «Всемирная история» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http//historic.ru/about/author.shtml
10. Цветкова, Г. А. дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. [Текст] / Г.
А. Цветкова. — М. : Владос-Пресс, 2003.— 272 с.
11. Энциклопедия для детей. Том 1 — Всемирная история 1996 [Электронный ресурс].
12. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
13. Декларация прав ребенка (1959 г.).
14. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
15. Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: ВитаПресс, 1998.
16.Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
17. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
18. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
19. Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
20.«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы
Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко.
21. Хрестоматия «Твоя Россия»
22.Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История»
(М.Дрофа,2000 г.)
23.Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах»
(М.Олма-Пресс,2011г)
24. Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс, 2013).
25. Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олма-пресс,2013)
26.А.А.Данилов справочное пособие «История России в таблицах ХХ век» (М.:
рофа,2012г)
27. А.А.Данилов справочное пособие «История России в XX веке» (М.: Дрофа,2012г)
28. Серия «Эрудит» справочник «История России с древнейших времён до конца ХV
века» (М. Мир книг, 2006г)
29.Серия «Эрудит» справочник «История России XV-XX века» (М.:Мир книг,2006г)
Интернет-источники
1. www.proshkolu.ru пп
2. www.festival.1september.ru
3. www.nsportal.ru

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».