География России

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ»
МОДУЛЬ: «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

Направленность: социально-гуманитарная
Возраст: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 68 часов

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Т.В.Ракицкая,
не опубликована, 2022г.

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
В связи с внедрением новых стандартов в образовательный процесс школы, особое
место отводится практической, исследовательской деятельности учащихся. Как повысить
интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Как выявить талантливых,
одарённых детей? Этот вопрос волнует многих учителей. Одним из путей решения этой
проблемы – программа дополнительного образования, которая является неотъемлемой
составляющей
учебно-воспитательного
процесса.
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных
условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками, а также
знание географической номенклатуры по всем регионам мира. Предлагаемый курс
направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу
географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение
учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение
полученных знаний на практике.
Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе.
Основная часть данной программы – комплексная географическая характеристика России,
в которой рассматриваются во взаимосвязи природа, население, хозяйство. Для решения
поставленных задач программа нацелена на обобщение, систематизацию ранее
полученных знаний, углубление знаний о географических приёмах работы, необходимых
для самостоятельного их применения в учебном процессе и во внеурочное время.
Изучение природных условий обширного пространства нашей Родины, возможно, прежде
всего путём формирования в сознании учащихся ярких представлений, образов природы
конкретной территории. Яркий образ нередко сохраняется в памяти в течение всей жизни
человека. Эти представления должны сопровождаться накоплением точных и прочных
знаний об особенностях и закономерностях природы. Курс данной программы призван
раскрыть экологическую значимость географических знаний и в целом их практическую
направленность. Экологические проблемы приобретают в мире всё большую остроту.
Помимо глобальных, в разных странах возникает масса локальных и региональных
экологических проблем. При изучении данного курса школьники должны проникнуться
пониманием экологической значимости географических знаний.
Содержание программы позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии,
создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их
коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к
предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.
Данная программа дополняет изучаемый в общеобразовательных школах курс географии.






1.2
Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ);
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Приказом Министерства Просвещения РФ от 29.11.2018 года №196 «Об утверждении
3












Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 29.11.2018 г. № 52813);
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении
временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»
Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
1.3. Актуальность программы

Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней
разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся.
Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям
модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся
учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели,
развиваются их аналитические способности.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о
природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся.
Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и
развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме
позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного,
побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

4

1.4. Цели и задачи программы
Цель обучения: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование
умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при
решении заданий повышенной сложности.
Задачи:
Обучающие:


получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и
представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);



знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о
Земле;



развитие умения анализировать информацию из различных источников,
преобразовывать ее в различные формы;



активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление
знаний по предмету

Развивающие:


личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации к
творчеству, формирование универсальных учебных действий.



формирование системного экологического мышления

Воспитательные:


воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру;



формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение
путей социализации.



совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой,
политической, экономической, экологической, художественной.

Программа предназначена для учеников 8,9 классов, у которых уже имеются
определенные познания в области географии и навыки работы с картой.
1.5. Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
- анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и
заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
- следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы;
- решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
- предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них
рациональный;
- решать комбинированные контрольные работы;
- представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.
5

- подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в
том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов
периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и
т.п.;
Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования карты
как одного из языков» международного общения; формирование умений и навыков
использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
1.6

Трудоемкость образовательной программы составляет 68 часов в год.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

II.

Содержание программы
2.1 Учебный план

№
п.п.

1

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)

География России
Итого

Объем дополнительной общеобразовательной
программы в академических часах
(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация
68
0
68
68

0

2.2 Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
34 учебные недели
Форма занятий: очная

6

68

Форма
итоговойат
тестации

Защита
проекта

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
Содержание программы
Введение
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов.
1. План и карта
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт.
Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения
рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение
направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный анализ
географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа
местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и
анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости
параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа: Составление плана местности. Изображение холма на плане
местности.
Практическая работа: Решение задач на определение географических координат.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по топографической
карте.
Практическая работа: Определение расстояний на карте.
2. Путешествия и географические открытия
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон,
Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха
экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон
Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское
географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. СеменовТян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И.
Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Географические закрытия на карте.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.
3. Природа Земли
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические
пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с
картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование
областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и
спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за сутки, неделю,
месяц,
год,
составление
графика
«Роза
ветров».
Решение задач на определение атмосферного давления
4. Материки, океаны, народы и страны
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение
закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные
7

особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение
уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
Практические задания по описанию страны по плану.
5. География России
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на
территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы.
Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли
хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация
экономических районов России.
Межотраслевые комплексы. Факторы размещения
предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории
страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.
Классификация природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным показателям.
Определение стран по краткому описанию.
Практические задания: Решение географических задач на определение поясного времени.
Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц,
графиков.
Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.
Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию.
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Определение объектов по краткому описанию.
Итоговое занятие
Защита проектов. Практическое решение заданий ОГЭ по географии. Анализ наиболее
трудных заданий и подходы к их выполнению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

I
1)
2)
3)
4)
5)
6)
II
7)
8)
9)
III
10)
11)

Раздел, тема

Количество часов
теория
практика
Всего

План и карта
Источники географической информации.
Планетарные особенности Земли.
Ориентирование на местности. Азимут.
Горизонтали.
План местности. Составление плана.
Координатная сетка. Широта. Долгота.
Определение расстояний на карте.
Построение профиля рельефа местности по
топографической карте.
Путешествия и географические открытия
География в древности.
Эпоха Великих географических открытий.
Путешественники, географы, которые внесли
вклад в изучение России.
Природа Земли
Развитие земной коры.
Земная кора на карте.
8

3
1

6
1

9
2

1

1

2

0
1
0
0

1
1
1
1

1
2
1
1

2
0.5
0.5
1

0
0
0
0

2
0.5
0.5
1

6
1
1

5
0
1

11
1
2

12)
13)
14)
15)
IV
16)
17)
18)
19)
20)
21)
22)
23)
24)
25)
26)
V
27)
28)
29)
30)
31)
32)
33)
34)
35)
36)
37)
38)
39)
40)

Атмосфера. Температура воздуха.
«Роза ветров». Атмосферное давление.
Климатические пояса и области Земли.
Воды суши: состав, свойства, происхождение.
Материки, океаны, народы и страны
Физико-географический обзор южных
материков.
Особенности природы Африки.
Особенности природы Южной Америки
Особенности природы Австралии.
Особенности природы Антарктиды.
Физико-географический обзор северных
материков.
Особенности природы Евразии.
Особенности природы Северной Америки.
Население мира.
Страны мира. Классификация стран.
Океаны Земли, их особенности.
География России
ГП России.
Административно-территориальное
устройство РФ.
Экономические районы России.
Часовые пояса. Поясное время.
Общая характеристика природы России.
Народы, населяющие Россию, их география.
Демографическая ситуация в России.
Регионы России. Хозяйство Европейской части
России.
Регионы России. Хозяйство Западной Сибири.
Регионы России. Хозяйство Восточной
Сибири.
Регионы России. Хозяйство Дальнего Востока.
Природопользование и экология.
Многообразие стран современного мира.
Практическое решение заданий ОГЭ по
географии.
Итого

1
1
1
1
11
1

1
1
1
1
11
1

2
2
2
2
22
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
12
1
1

1
1
1
1
1
12
1
1

2
2
2
2
2
24
2
2

0
1
1
1
1
1

1
1
1
1
0
1

1
2
2
2
1
2

1
1

1
1

2
2

1
1
1
0

1
0
0
2

2
1
1
2

34

34

68

III. Организационно-педагогические условия реализации
программы
3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню
подготовки обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение
ребёнку должно быть не менее 12,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что
содержание и виды деятельности, предусмотренные данной программой составлены с
учетом возрастных и физиологических особенностей среднего школьного возраста.
3.2. Форма обучения – очная
3.3. Режим занятий – 1 раз в неделю, 2 занятия в день по 40 минут, перемена 10
9

минут.
3.4. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные
столы и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска,
видеопроектор, а также современные проектные методики, которые позволяют детям
проявить творческую активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная,
творческая деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
 учебная литература;
 аудио и видео файлы;
 компьютер, проектор, интерактивная доска.
 моделями (глобусы, теллурий);
 приборами (барометр, гигрометр и др.);
 коллекциями (горных пород и минералов, полезных ископаемых, растений);
гербариями; картами; таблицами.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности в области основного общего образования
и воспитания подростков.
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Оценка качества проводится в виде итоговой защиты проекта
V. Методические материалы
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс
познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный,
частично-поисковый, метод контроля и др.
Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении, в
котором география рассматривается как средство развития логического мышления,
умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и
делать логические выводы.
Список литературы
 литература для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по
географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci? 1995.-159 с.
2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные
олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф.,
Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.
3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.:
МИРОС, 1993.-192с.
10

4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических
объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.
5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А.
Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.
6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.:
Просвещение, 1994.-367 с.
7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений
вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с
8. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных
курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
 литература, рекомендуемая для учеников по данной программе
1.Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.
2. Географические энциклопедии.
3. Географические атласы для средней школы.
4. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс»,
2012. -96 с.
5. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев,
Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
Интернет-ресурсы
http:// rgo.ru - географический портал Планета Земля.
http:// geo2000.nm.ru - занимательная география.
http:// geoport.ru - Страноведческий портал.
http:// geo.1september.ru/ urok - сайт "Я иду на урок географии"
http:// georus.by.ru - Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения о
регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др.
http:// wgeo.ru - "WGEO Всемирная география" основные сведения как по
отдельным странам, так и общие.
http:// geo.historic.ru - географический on-line справочник «Страны мира»
http:// ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия
http:// adventure.hut.ru - "Мир путешествий и приключений. Планета Земля"
http:// geo-tur.narod.ru - "Гео-Тур" Сайт посвящен географии. На сайте
представлены географические карты материков, стран, статистические данные и
все, что связано с географией.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».