Физика. Старт в науку

Автономная некоммерческая организация
дополнительного образования «Центр
альтернативного образования «НЕШКОЛА»

Утверждена
Методическим Советом
Протокол № 1 от 19.05.2022
Директор
__________________Т.В.Ракицкая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СЕМЕЙНЫЕ КЛАССЫ»
МОДУЛЬ: «ФИЗИКА. СТАРТ В НАУКУ»

Направленность: естественно - научная
Возраст: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 68 часов

Составитель: педагог дополнительного образования
АНО ДО "ЦАО "НЕШКОЛА" Т.В.Ракицкая,
не опубликована, 2022г.

1

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике «Физика. Старт в науку» составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта общего образования
в
соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной
Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный
уровень) и полностью соответствует требованиям Государственного образовательного
стандарта.
Данный курс ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных
учащимися на уроках физики знаний и умений, посвящён самым важным вопросам курса
физики основной школы. Ключевые понятия и законы физики не могут быть усвоены на
достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением
различного типа задач: практических, качественных, расчетных, графических и др.

1.2

Нормативно-правовые основания разработки программы

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании
образовательной деятельности";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. N196 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам‖;
приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к
структуре официального сайта образовательной организации в информационно
телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»;
приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих
требований к определению нормативных затрат на оказание государственных
(муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики,
применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения
государственного
(муниципального)
задания
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным муниципальным
учреждениям;
приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
приказа
Минобрнауки
России
от
11.05.2016 №
536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и иных работников
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
методических
рекомендаций
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом
Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;

3

1.3Актуальность программы.
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8,9 классов.
Она поможет учащимся оценить свои способности не только к физике, но и к математике
на повышенном уровне и сделать осознанный выбор дальнейшего обучения в старшей
школе.

1.4 Цель и задачи программы:








Цели:
развитие интереса к физике и к решению физических задач;
совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах
решения школьных физических задач.
формирование у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций
формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию,
отстаивать свою точку зрения.
подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе
систематизации знаний учащихся при подготовке к государственной итоговой
аттестации
ГИА.

Задачи курса:
 Повторить все темы курса физики, изучаемые в 7, 8, 9 классах и углубить
полученные знания.
 Обучить школьников методам и приемам решения нестандартных физических
задач.
 Познакомить учащихся с алгоритмом решения задач.
 Сформировать умения работать с различными источниками информации
 Выработать исследовательские умения.
 Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими
теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов
и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
 Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте
изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.
 Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в
изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

1.5 Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;


4

объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими примерного
профиля дальнейшего обучения;

успешная самореализация учащихся


Метапредметные результаты:

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Предметные результаты
знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие
излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество
теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила
электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения,
сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых
процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи,
Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.








уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления
жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию,
теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение,
плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических
зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током,
тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и
дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для
измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,
давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического
сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять
на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от
удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода
колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы
груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы
тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла
преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы;
5



приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных
и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,
электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых
приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

№
п.п.

II.

Содержание программы «Шаг в медицину»

2.1

Учебный план

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
промежуточной
аттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

1

Физика. Старт в науку
Итого

2.2

68
68

0
0

68
68

проект

Календарный учебный график

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
34 учебные недели

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
1. Основы кинематики
Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Методы измерения скорости тел. Скорости,
встречающиеся в природе и технике. Ускорение.
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение свободного
падения.
Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и
равноускоренном движениях.
6

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное
ускорение. Период и частота.
2. Основы динамики
Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил.
Третий закон Ньютона. Прямая и обратная задачи механики.
Закон всемирного тяготения. Определение масс небесных тел.
Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью. Движение
искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали.
Численные методы решения задач механики.
Сила трения.Сила Архимеда.
3. Законы сохранения в механике
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии
в механических процессах.
4. Механические колебания и волны. Электромагнитные явления
(3
часа)
Амплитуда, период, частота. Формула периода колебаний математического маятника.
Колебания груза на пружине.
Превращения энергии при колебательном движении.
Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения. Электромагнитные
явления.
5. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.
Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Расчет количества
теплоты в разных тепловых процессах. Закон сохранения энергии (тепловой балланс).
6. Работа. Мощность . КПД.
Работа в физике. Мощность. Простые механизмы. КПД механизмов. Энергия. Закон
сохранения энергии.
7. Электрические явления
Электрический заряд. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка
цепи. Работа тока. Мощность тока.
8. Световые явления.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование темы

Количество часов.

Основы кинематики
Основы динамики
Законы сохранения в механике
Механические колебания и волны.
Электромагнитные явления
Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний
вещества.
Работа. Мощность . КПД.
Электрические явления
Световые явления
Итого:

16
12
10

7

6
8
6
6
4
68

III. Организационно-педагогические условия
реализации программы
3.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 12,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей среднего школьного возраста.
3.2.
3.3.

Форма обучения – очная
Режим занятий – 1 раз в неделю, 2 занятия в день по 40 минут, перемена 10 минут.

3.4. Материально-технические условия реализации программы
Лабораторное оборудование, печатные таблицы, раздаточный материал, электронные
ресурсы.
3.5.

Требования к кадровым условиям реализации программы

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование по физике, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности в области основного общего образования,
медицины и воспитания подростков, учитель.
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Формы контроля результативности обучения
Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим
образом:
- самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания с помощью
- выполнение практических и проектных работ;
- выставки полученных результатов деятельности на занятиях;
- участие в конкурсах проектных и исследовательских работ в рамках Дня Науки,
предметных недель «Школьной лиги РосНАНО», региональных и др. уровней;
- диагностика предметных и метапредметных результатов.
V. Методические материалы
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать
задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо
8

справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята должны знать в чём
заключается их работа.
Ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх
последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой
данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения. С введением ОГЭ и ЕГЭ необходимость в умении
решать задачи возросла.
Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в
задаче. Установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс,
переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния
и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить
физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде
рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью
условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно
указываются наименования их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо
напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск
каких физических величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в системе СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации,
описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются
эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений
относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в
полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную
формулу.
- Проанализируй реальность полученного результата.
Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностноориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на учащихся разной степени
подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на
основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности
освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная
направленность заданий. Данный элективный курс содержит комплекс задач и тестов
для
обобщения и расширения изученного материала и навыков решения задач,
позволяет
выработать алгоритм решения задач по ключевым темам. На занятиях
планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической
подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления,
описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к
практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Темы изучения актуальны для данного возраста учащихся, готовят их к более
осмысленному завершению курса основной школы, развивают логическое мышление,
помогут учащимся оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать
профиль дальнейшего обучения. Технологии, используемые в организации занятий:
 проблемное обучение,
9

 проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в
условиях динамично меняющегося общества.
Основные виды деятельности учащихся
 Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное
трудности.
 Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:
занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на
проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
 Решение олимпиадных задач.
 Составление таблиц и графиков.
 Взаимопроверка решенных задач.
 Решение тестов ГИА предыдущих лет.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для
7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ.
Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы,
методические разработки. Имеется также дискуссионный клуб http://www.fizika.ru/
Методика физики http://metodist.i1.ru/
Кампус http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/
Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в
школе») http://www.uroki.ru/
Лаборатория обучения физике и астрономии - ведущая лаборатория страны по разработке
дидактики и методики обучения этим предметам в средней школе. Идет обсуждения
основных документов, регламентирующих физическое образование. Все они в полном
варианте расположены на этих страница. Можно принять участие в
обсуждении. http://physics.ioso.iip.net/
Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том
числе видеозаписи) семинара в РАО по проблеме использования информационных
технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о
конкретных программах и интернет-ресурсах. http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm
Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО). Материалы по
стандартам и учебникам для основной и полной средней
школы. http://physics.ioso.iip.net/index.htm
Виртуальный методический кабинет учителя физики и
астрономии http://www.gomulina.orc.ru
Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ http://www.mpf.da.ru/
Список литературы
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1968, 280с.
Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970,
215с.
Горев Л.А. “Занимательные опыты по физике”. – М.: Просвещение, 1977, 120с.
10

Ермолаева Н.А. и др. Физика в школе: сборник нормативных документов. – М.:
Просвещение, 1987, 224с.
Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Гос. изд-во технико-теоретической
литературы, 1949, 267с.
Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: изд-во
академии педагогических наук РСФСР, 1963, 416с.
Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием // Физика в школе № 3,
1991.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся 7 класса. М.:
Просвещение,1991 год.
Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
Интерактивный курс физики для 7-11 классов (диск)
«Книга для чтения по физике». Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Составитель
И.Г. Кириллова. М.: Просвещение, 1986 год.
Серия «Что есть что». Слово, 2004 год.
С.Ф. Покровский «Наблюдай и исследуй сам».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для
7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ.
Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы,
методические разработки. Имеется также дискуссионный клуб http://www.fizika.ru/
Методика физики http://metodist.i1.ru/
Кампус http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/
Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в
школе») http://www.uroki.ru/
Лаборатория обучения физике и астрономии - ведущая лаборатория страны по разработке
дидактики и методики обучения этим предметам в средней школе. Идет обсуждения
основных документов, регламентирующих физическое образование. Все они в полном
варианте расположены на этих страница. Можно принять участие в
обсуждении. http://physics.ioso.iip.net/
Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том
числе видеозаписи) семинара в РАО по проблеме использования информационных
технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о
конкретных программах и интернет-ресурсах. http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm
Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО). Материалы по
стандартам и учебникам для основной и полной средней
школы. http://physics.ioso.iip.net/index.htm
Виртуальный методический кабинет учителя физики и
астрономии http://www.gomulina.orc.ru
Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ http://www.mpf.da.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».