Умники и умницы

Содержание:
I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих
способностей младших школьников, для школьников, для обучения решению различных
задач творческого и поискового характера, подготовки их к участию в интеллектуальных
играх. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы учебной деятельности.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся можно
подобрать задачи, которые они могут решать успешно). На этих занятиях не ставятся
отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих
занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон:
раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым
переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Данный
систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов,
формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство
уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по
предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и
самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и
необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе,
что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то
закрепляется.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности
и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

1.2
Нормативно-правовые основания разработки программы.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
3

Актуальность программы
Актуальность данной программы предназначена для развития интеллектуальных
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм
организации занятий, и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
"открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
1.3

Цели и задачи программы

1.4

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемой программы является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных
на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2.

В

основу

реализации

программы

положены
4

ценностные

ориентиры

и

воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку
в достижении планируемых результатов.
4.
В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы курса,
воспитательного результата положены методики,
предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.

1.5 Планируемые результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек
5

действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого
класса, достижение второго уровня к концу третьего класса, достижение третьего уровня к
концу 4 класса.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

первого

класса

являются

формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
6

• Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений:

высказывания;

– выражения просьбы, благодарности, извинения.
– выражения приветствия, прощания.
Однозначные и многозначные слова
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
и пытаться договориться;

Метапредметными

результатами

изучения

формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:

7

курса

во

втором

классе

являются

Познавательные УУД:
операциями сравнения, анализа, отнесения к известным
понятиям;
геометрические фигуры;
(предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

-следственные цепочки;
ий;

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат
возможность
формирования
Личностных результатов:
циях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих
УДД:
Регулятивные УДД:
еятельности;
8

ветствии с
поставленной задачей;
Познавательные УДД:
сохранение информации;
ействиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым
признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:

вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование
следующих умений:

вий;

закономерностей, сопоставляя и
аргументируя свой ответ;
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов:
деятельности;

Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
9

осваивать способы решения проблем поискового характера;

евать

логическими

действиями:

обобщение,

классификация,

построение

рассуждения;
информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
деятельности и других;

компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование
следующих умений:

рассуждениях;

Трудоемкость образовательной программы составляет 34 часа в год.

1.6

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

II.

Содержание программы

2.1 Учебный план
№
п.п.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах
(работа обучающихся в

10

Форма
промежуточной
аттестации

Всего

1
2
3
4

Умники и умницы – 1
год обучения
Умники и умницы – 2
год обучения
Умники и умницы – 3
год обучения
Умники и умницы – 4
год обучения
Итого

Системе дистанционного обучения)
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

34

0

34

Тестирование

34

0

34

Тестирование

34

0

34

Тестирование

34

0

34

Тестирование

0

136

136

2.2
Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1.

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
Умники и умницы
Всего:

Количество
часов
34
34

Период обучения/недели
34 недели обучения
34 недель обучения

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных
на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,
переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В задания этой группы включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой
и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
11

Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания,
развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для
рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения:
геометрического характера;
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
жной формы для восстановления целого;
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
ка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны
буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет
речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
С целью развития мышления в данной группе приведены задания, которые позволяют
на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать
связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации,
на формирование познавательного интереса к предметам и знаниям вообще. Эта задача
достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают
преодолеть

неустойчивость

внимания

шестилеток,

непроизвольность

процесса

зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
12

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном
задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На
первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут
же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими
заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение
главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное
выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем,
соседом по парте, поиск совместного решения парами и группами.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся

предусматривает обязательное

обсуждение всех предлагаемых способов решения, показ ошибок в рассуждениях,
акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые
способы решения.
1 год обучения
«Мозговая гимнастика».
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью
занятия по развитию познавательной деятельности. Исследования ученых убедительно
доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели
различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности:
увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение
элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка.
Основной

задачей

данного

этапа

является

создание

у

ребят

определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции,
окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной
учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так
необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,
углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности,
13

выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что
степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка.
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько
различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок .
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или
построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами.
Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать
предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только
подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и
формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление,
моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших
рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя
тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
2 год обучения
«Мозговая гимнастика».
Методы и приемы

организации учебной деятельности второклассников в большей

степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной
активности детей.
Разминка.
Во 2 классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы
становятся все более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, - памяти, внимания, воображения.
Зрительные диктанты.
Преобразование и перестроение фигур и предметов.
Задания с использованием спичек.
Вычерчивание фигур без отрыва карандаша.
Отгадывание изографов, разгадывание ребусов.
Веселая переменка.
14

Логически-поисковые и творческие задания.
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования
мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения
сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Текстовые задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и
отличительных признаков у различных предметов.
3 год обучения
«Мозговая гимнастика».
Разминка.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, - памяти, внимания, воображения.
Гимнастика для глаз.
Логически – поисковые задания: отгадывание ребусов, кроссвордов.
Веселая переменка.
Решение нестандартных задач . Задания по перекладыванию спичек.
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по
сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение
решения задачи. Поиск закономерностей.
Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
4 год обучения
«Мозговая гимнастика»: «Качание головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для
размышлений».
Разминка.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, - памяти, внимания, воображения.
Гимнастика для глаз: «Вижу палец!», «Зоркие глазки», «Стрельба глазами», «Письмо
носом».
Логически – поисковые задания.
Веселая переменка.
Решение нестандартных задач.
15

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по
сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение
решения задачи.
Основные принципы распределения материала

- к сложному»: задания постепенно усложняются;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№п/п Название темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Кол-во
часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1ч
памяти и мышления. Графический диктант
Развитие концентрации внимания.
1ч
Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления.
1ч
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
1ч
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
1ч
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование 1ч
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию 1ч
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование 1ч
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
1ч
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
1ч
Графический диктант.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
1ч
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
1ч
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование 1ч
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию 1ч
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование 1ч
мыслительных операций. Графический диктант.
16

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года.
ИТОГО

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34

2 год обучения
№п/п
1
2

Название темы

Кол-во
часов
Выявление уровня развития познавательных процессов у 1ч
второклассников в начале учебного года.
Мозговая гимнастика. Задания на развитие концентрации 1ч
внимания.
17

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Комбинаторные задачи. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Коррегирующая гимнастика для
глаз
Мозговая гимнастика. Логические задачи на развитие
аналитических способностей и способности рассуждать.
Поиск закономерностей. Весѐлая перемена. Тренировка
зрительной памяти. Цифровые ребусы
Совершенствование воображения. Игра «Художник». Ребусы.
Развитие быстроты реакции.
Развитие внимания. Игра «Внимание», «Шифровальщик».
Корригирующая гимнастика для глаз.
Мозговая разминка. Развитие концентрации внимания.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.
Разминка. Логические задачи на развитие способности
рассуждать. Игра «Внимание», «Лабиринт».
Тренировка слуховой памяти. Игра «Составь словечко.
Корригирующая гимнастика для глаз». Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди фигуру».
Логические задачи на развитие аналитических способностей
Поиск
закономерностей
(продолжение
работы).
Игра
«Аналогия», «Первая одинаковая».
Мозговая гимнастика. Совершенствование воображения.
Ребусы. Развитие пространственного воображения.
Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания

1ч

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые
задания. Развитие способности рассуждать
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие
аналитических способностей
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Развитие способности рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Развитие аналитических способностей
Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч

Совершенствование воображения. Задания с использованием 1ч
спичек. Развитие способности рассуждать
Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания 1ч
Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые
задания. Развитие аналитических способностей
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие
аналитических способностей
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Развитие способности рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображения. Задания с использованием
спичек. Ребусы
Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые
18

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

29
30
31
32
33
34

задания. Развитие аналитических способностей
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие
аналитических способностей
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Развитие способности рассуждать
Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые
задания. Тест № 1
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Тест № 2
Поиск закономерностей.
Тест № 3.
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления
ИТОГО

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34

3 год обучения
№п/п Название темы
1
2

3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Кол-во
часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1ч
памяти и мышления. Зрительный диктант.
Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. 1ч
Логически-поисковые задания. Антонимы. Учимся решать,
стараясь рассуждать
Тренировка зрительной памяти.
1ч
Комбинаторные задачи. Учимся решать, стараясь рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
1ч
Логически-поисковые задания. Антонимы.
Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. 1ч
Совершенствование мыслительных операций. Решение любой
математической задачи с помощью «таблицы с шапочкой»
Мозговая гимнастика.
1ч
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
1ч
Задания со спичками.
Развитие быстроты реакции.
1ч
Учимся решать, стараясь рассуждать
Разминка. Логически-поисковые задания.
1ч
Развиваем внимание
Тренировка зрительной памяти.
1ч
Магические квадраты.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование 1ч
мыслительных операций. Магические квадраты (составление)
Совершенствование мыслительных операций. Тренировка 1ч
зрительной памяти. Работа над фразеологизмами.
Находим закономерности.
1ч
Магический квадрат.
Совершенствование воображения.
1ч
Разгадывание ребусов.
Развитие быстроты реакции.
1ч
Работа над фразеологизмами. Составление ребусов.
19

1ч

21

Мозговая гимнастика. Развиваем зрительную память. Учимся
решать, стараясь рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Занимательная геометрия.
Логически-поисковые
задания. Фразеологизмы
Совершенствование воображения. Учимся решать, стараясь
рассуждать
Поиск закономерностей.
Анаграммы. Учимся решать, стараясь рассуждать
Подготовка и проведение Конкурса эрудитов №1.

22

Учимся решать, стараясь рассуждать.

1ч

23

Тренировка
внимания.
Логически-поисковые
задания.
Нестандартные задачи.
Развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Синонимы.
Сравнения.
Ребусы.
Совершенствование воображения.
Анаграммы. Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые
задания. Комбинаторные задачи
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Фразеологизмы.
Подготовка и проведение Конкурса эрудитов №2.

1ч

Развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Синонимы.
Сравнения.
Ребусы.
Совершенствование воображения.
Анаграммы. Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые
задания. Комбинаторные задачи
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года.
ИТОГО

1ч

16
17
18
19
20

24

25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
34

4 год обучения
№п/п Название темы
1
2

Кол-во
часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1ч
памяти и мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование 1ч
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
20

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15
16

17
18
19

20
21
22
23

24

25

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти . Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных 1ч
21

операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи

26

27
28
29

30

31
32

33

1ч

1ч
1ч
1ч

1ч

1ч
1ч

1ч

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1ч
памяти и мышления на конец учебного года.

34

ИТОГО

34

III.

Организационно-педагогические условия
реализации программы

3.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 6,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей начального школьного возраста.

3.2.
3.3.
3.4.

Форма обучения - очная
Режим занятий – 1 занятие в неделю, 1 занятие в день по 40 минут.
Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
22

Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• дидактический материал по обучению логике;
• дидактический материал по математике;
• учебная литература;
• аудио и видео файлы по литературному чтению;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области начального общего образования и
воспитания младших школьников.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (ПРАВИЛА) РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
требовательностью;

значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным,
комплексным;
— переход к новому этапу обучения только после
полного освоения материала предыдущего этапа;
закреплять механизмы реализации функции.
В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли,
раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его
эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе
занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной
атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей,
активизирующей их творческий потенциал.
Основная дидактическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет
более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной
деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием
заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие
как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы
23

используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с
другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со
счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним
поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для
успешного изучения программного материала начальной школы.
Виды деятельности, используемые на занятиях:
-игровая;
-познавательная;
- коммуникативная;
- работа в тетрадях;
- групповая;
- исследовательская;
- слушание, беседа;
- работа с иллюстрациями;
-просмотр роликов и презентаций

Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы,
кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно
действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за
счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
24

Для проведения занятий
разработан учебно-методический комплект,
состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из
возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью
усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения;
проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради
включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения каждого
задания
происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз
акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно
разбить на несколько групп:
 задания на развитие внимания;
 задания на развитие памяти;
 задания на совершенствование воображения;
 задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
 дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
 выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
 вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
 выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
 выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
25

замаскированного рисунка;
 деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной
фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
 складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи
между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:
 системность: задания располагаются в определенном порядке;
 принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
 принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
 увеличение объема материала;
 наращивание темпа выполнения заданий;
 смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный
актив, то есть в зону актуального развития.

IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе
учителя);

Текущий:
 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
 пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
26



 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
 контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций
с образцом.

Итоговый контроль в формах
 тестирование;
 практические работы;
 творческие работы учащихся;
 контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в
зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий:
чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
 поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за
работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

27

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 год обучения
Входной тест
1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш
6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я
Т 1
С
Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7
Н Б Т
З Л 8
2. Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
3. Нарисуй недостающую фигуру.

?

4. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай
название оставшейся группе слов.
НСЕГ
ДАРГ
ДЬЖОД
ГАУРАД
5. Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
6. Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за
три дня? _____________
1 год обучения
Промежуточный тест
1. Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
2. Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
3. Зачеркни «лишнее» слово:


Окунь, щука, кит, карась;



Ель, липа, сирень, береза;
28



Сын, друг, бабушка, папа.

4. Разгадай закономерность и дорисуй.

+
=

+=++=

++===
+++

=+=++

5. Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов
на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
6. Назови обобщающим словом.


Пчела, бабочка - … .



Пила, отвертка - … .



Франция, Россия - … .



Дождь, снег - … .
1 год обучения
Итоговый тест

1. Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в
квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно
яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте?
___________________
2. Зачеркни «лишнее» слово:


Окно, волк, коза, бежать, берег;



Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.

3. Составь по три слова из букв каждой строки.


Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________



О, С, А, К _____________, _________________, _______________

4. Напиши по аналогии.


Птица – крылья, рыба - … .
29



Трактор – гусеницы, автомобиль - … .



Завод – цех, школа - … .



Альпинист – горы, пловец - … .
2

год обучения

Тест «Алгоритм»
1. Выполни действия. Впиши результаты.


Задумай однозначное число;



Прибавь 5;



Сложи результаты действий 1 и 2 ;



Вычти 4 ;



Прибавь 10;



Вычти удвоенное задуманное число;



У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.

2. Нарисуй рамку. Выполни действия:


Отметь внутри рамки две точки;



Обозначь эти точки буквами А и В;



Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;



Обозначь эту точку буквой С;

 Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
3. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2
* 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
a) _________________;
b) _________________;
c) _________________;
d) _________________;
e) _________________ .

30

2 год обучения
Тест «Сравнение»
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:


Деревянный, удобный, письменный … .



Летний, солнечный, праздничный … .



Узкий, длинный, кожаный … .



Черная, рыхлая, влажная … .



Большие, сине, грустные … .



Душный, сухой, пыльный … .

2. Подбери близкие по значению слова.


Друг – товарищ.



Храбрый - … .



Скоро - … .



Разломать - … .



Думать - … .



Редко - … .

3. Сравни самолет и автобус.
Сходство
Самолет

Различие
Автобус

4. Какой признак отличия лежит в основе деления:


Перелетных и зимующих птиц;



Хвойные и лиственные деревья.

5. Выдели признаки сходства.


Песок, крупа - … .



Глина, снег - … .



Книга, телевизор - … .



Чайник, утюг - … .

6. Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
31



Красногрудые снегири похожи на … .



Волосы мягкие, как … .



Голос звучал нежно, как … .

7. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум
словам.
Например: друг ( старый) шкаф.


Настроение ( … ) утро.



Обида ( … ) таблетка.

 Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н…В…Д…Н…Н
К…Р…С…Л
Р…С…Н…К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 год обучения
Тест « Отношения».
1. Определи тип отношений, запиши рядом.


Телевизор – экран

Воробей – утка



Брюки – одежда

Горький – сладкий



Почтальон – письмо

Сегодня – завтра



Гололед – перелом руки

Карман – кнопка

2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
32

сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
3. Составить самостоятельно пару понятий:


род – вид;



рядоположности;



целое – часть;



причины – следствия.

4. Зачеркни неверные пары.
Род – вид:
звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
5. Напиши противоположные понятия:


свежая газета - …



свежая рубашка - …



свежий хлеб - …

6. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).


Спортивная обувь, кеды, обувь.



Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.

7. Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - …
б) Ц Е Л С Н Т И А
КРКДЛ-…
ИЧТОНКИЛ
33

ЗМЛТРСН-…
2 год обучения
Итоговый тест
1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.


Мера длины, равная 100 см, - … .



Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .



Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .



Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько
раз, - … .



Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .



Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .



Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .



Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .

2. Дополни определение.


Час – это единица времени.



Гроза – это явление природы.



Корень – это часть растения.

3. Самостоятельно составь определение.


Дневник – это … .



Делитель – это … .



Береза – это … .



Справедливость – это … .

4. Вычеркни определения с ошибками.


Враг – это человек, который желает тебе зла.



Утюг – предмет бытовой техники для одежды.



Чай – это кипяченая вода чайнике.



Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.



Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
34



Корова – животное, которое дает молоко.



Ствол – это древесный стебель.

5. Объясни своими словами крылатые выражения.


Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.



Глаза – зеркало души.

год обучения
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
3



мальчик, девочка, бабушка - … .



сметана, кефир, майонез - … .



Земля, Луна, Венера, юпитер - … .



дуб, баобаб, береза, осина - … .

 предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль,
лыжи, грамота.
1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.


Вверх – вниз



Говорил - …



Думать – размышлять



Ломать - …



Брюки – штанина



Рубашка - …



123–234

 345-…
3. Анаграммы (расшифруй слова).
ЮГТУ
35

ЯМЛОНИ
УАКТРК
3 год обучения
Тест «Классификация»
1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.


Коза, корова, лось, лошадь - … .



в, з, ш, д - … .



Апельсин, груша, малина, яблоко - … .



Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .



Добрый, жадный, честный, голодный - … .

2. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).


Ель

ромашка

шиповник



Клен

ландыш

смородина



Береза

колокольчик

сирень

3. Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
4. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда
5. Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры
6. Исправь ошибки в классификации.


Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.



Деревья делятся на хвойные и фруктовые.



Водоемы делятся на океаны и моря.

7. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на
части.


Люди делятся на детей и взрослых.



Машины делятся на грузовые и легковые.



Год делится на зиму, лето, осень, весну.
36



Горы делятся на старые и молодые.



Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.



Час состоит из минут и секунд.
3 год обучения
Тест «Сравнение»

1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль;
с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
2. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
3. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
4. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка
и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство:
_а)_________________
_b)_________________
_c)_________________
_d)_________________

Различие:
a)_________________
b)_________________
c)__________________
d)__________________ .

5. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
6. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней
цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
a) __________;
b) __________;
c) __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .

37

3 год обучения
Тест «Отношения»
1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
2. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
a) Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
b) 8, 17, 24, 32, 2;
c) Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
a) _____________;
b) _____________;
c) _____________ .
3. Укажи родовое понятие:
a) Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
b) Пятиугольник, круг, квадрат;
c) Пчела, муха, бабочка;
d) Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
a) ______________
b) ______________
c) ______________
d) ______________ .
4. Заполни таблицу.
Род
Виды
Птица
Ворона
Металл
1)
Нечетное число
1)
Глагол
1)
Имя собственное
1)

2)
2)
2)
2)
2)

3)
3)
3)
3)
3)

Итоговый тест 3 год обучения
1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:


быстрая, бурная, горная, … .
38



крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .



летняя, теплая, звездная, … .



меткая, поучительная, мудрая, … .

2. Вычеркни неверные сравнения.


У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.



Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.



В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.



Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.

3. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид
орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
1
2
3

4. Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
5. Дай группе слов родовое понятие.


Яблоко, желудь, шишка - … .



Тополь, кошка, мухомор - … .



Шелк, ситец, вельвет - … .

6. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
7. Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
8. Составь определение.
Чемодан – это … .
9. Напиши противоположное понятие.


Замерз - … .



Огорчить - … .

10. Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
39

11. Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
12. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
Входной тест
4 год обучения
1. Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
2. Назови одним словом, исключив лишнее.


Злость, радость, восторг - … .



Пингвин, журавль, верблюд - … .



Тюмень, Киев, Москва - … .



Желудок, позвоночник, череп - … .

3. Сравнение.
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
4. Классификация.
Сходство

Различие
Книга

Тетрадь

5. Аналогия.


Продолжи по аналогии:



Побежал, подарок, походка;



701, 6002, 50003, … .



Маленький, умненький, кисленький, … .

6. Расшифруй слова:
АГИКЛО -…
ПТАЯМЬ-…

ЕМАВИНИН-…
ШЛЫМЕЕНИ-…

4 год обучения
Тест «Отношения между понятиями»
1. Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
____________
Дятел – птица
Учитель – …
Часы – …
_____________
40

Улыбнулся – нахмурился
Упрямый – …
Заболел – …
______________
Книга – страница
Здание – …
Рассказ – …
________________
Чай – кофе
Ручка – …
Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород
Яблоко - …
Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь
Утро - …
1/7 - …
__________________
Грубость – обида
Шутка - …
Дождь - …
2. Напиши аналогичную пару:
Стол – мебель
Китай - …
Машина – кузов
Паровоз - …
Глаза – картина
Уши - …
Широкий – бескрайний
Безымянный - …
Лето – июль
Рубашка - …
3. Выполни аналогичное задание.
А) Лук – связка лука.
сыр - …
чай - …
бензин - …
песок - …
суп - …
клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.


Вымыть посуду.



Передохнуть.
41



Справиться с напряжением.



Находиться в отпуске.



Тянуть лямку.



Гнуть спину.



Испытывать судьбу.



Потерять почву под ногами.
4 год обучения
Тест «Язык и логика»

1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.


Старые лебеди склонила над ним горые шеи.



Зимой в саду расцвели яблони.



Внизу над ними расстилалась пустыня.



В ответ я киваю ему рукой.



Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.



Сорняки шипучи и плодовиты.



Настоле лежала карта нашего города.



Самолет сюда, чтобы помочь людям.



Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.



Дети страдали от недоедания пищи.

2. Закончи фразеологизмы:


Ни к селу, … .



В час по … .



Как снег … .



Совать нос … .



… из мухи … .

3. Продолжи пословицы.


Январь – году начало, зиме … .



… всякий молод.
42



Красна птица пером, а человек … .



Крепкую дружбу … .



Мал золотник, да … .

4. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.


Вести честную игру.



Играть со смертью.



Быть хозяином своей судьбы.



Играть по правилам.

5. Объясни смысл следующих фразеологизмов:


с минуты на минуту;



утереть нос;



перемывать кости;



говорить в глаза.

6. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :


полной темноте;



том, кто сам не пользуется т и другим не дает;



делах, которые идут успешно, удачно;



том, что одно плохое портит много хорошего.

7. У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация,
Расшифруй ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
8. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным
ударением, например:


Я под синим пулогом



На холме полугом.



Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:



На двери замка ни … .



Живет щегол здесь – первый … .



И утром белка из …
43



Ему готовит гоголь-моголь.
4 год обучения
Тест «Языковая логика»

1. Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с
данными существительными:


дом

бабочка



книга

лекарство



класс

дорога



аппетит

взгляд



лето

кресло

2. Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной
связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …


Вымыть посуду.

В мгновение ока.



Передохнуть.

Пока еще не поздно.



Справиться с напряжением.



Находиться в отпуске.

Лучше поздно, чем никогда.
В два счета.

3. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
4. Объясни смысл следующих сравнений:


Медвежья услуга - … .



Заячья душа - … .



Волчьи законы - … .

5. Найди синонимы и подчеркни их.


Больной, необычный, усталый, странный, далекий.



Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.



Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.

6. Угадай многозначное слово.


Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
44



Часть книги ( … ) часть дерева.



Древнее оружие ( … ) овощ.



Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.



Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.

7. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:


Свежая газета - …



Свежая рубашка - …



Свежий воздух - …



Свежие новости - …

8. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с
одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в
переносном.


____________________________ хвост, холод.



____________________________ характер, перстень.



____________________________ нервы, труба.



____________________________ жизнь, конфета.

9. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
КОХЙЕК
СНИНЕТ
ОЖИВТ
ЛУФОБТ
4 год обучения
Конкурс эрудитов
1. Закончи фразеологизмы.


Ни в зуб … .



Как снег … .



Ждать у моря … .



Язык … .

2. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого
и началом второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.


ГОР ( … ) ОЛАД.
45



КАБ ( … ) ОШКО.



ЗА ( … ) ЕЦ.

3. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за
час?
4. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты(
определения): красна девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:


Ночь

Сокол



Вода

Леса



Горы

Поле



Солнышко

Реки

5. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было
роздано фотографий7 Ответ поясни.
6. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы
вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
7. Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) словасинонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о …
обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
8. В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна
другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и
подчеркни эти слова.
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
9. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
ЮКИЛТ
ЛЮТАНЬП
ОЗАР
АЛИФКА
46

10. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб;
d) Жара – зной;
Треугольник - …;
Смелый - …;
Дуб – дерево;
e) Дерево – ствол;
Стакан - …;
Человек - …;
Река – озеро;
f) Молоко – сыр;
Яблоко - …;
… - печенье.
11. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?


Куй железо, пока горячо.



Один в поле не воин.



Лес рубят – щепки летят.



Не все золото, что блестит.



Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

V. Методические материалы
Данная рабочая программа, ориентирована на работу с пособиями:





1 год обучения: Рабочая тетрадь в 2-х частях. «Юным умникам и умницам: задания
по развитию познавательных способностей» (6-7 лет). 1 класс О.А .Холодова – М.,
РОСТ-книга.
2 год обучения: Рабочая тетрадь в 2-х частях. «Юным умникам и умницам: задания
по развитию познавательных способностей» (7-8 лет). 2 класс О.А. Холодова – М.,
РОСТ-книга
3 год обучения: Рабочая тетрадь в 2-х частях. «Юным умникам и умницам:
задания по развитию познавательных способностей» (8-9лет). 3 класс О.А.
Холодова – М., РОСТ-книга
4 год обучения: Рабочая тетрадь в 2-х частях. «Юным умникам и умницам:
задания по развитию познавательных способностей» (9-10 лет). 4 класс О.А.
Холодова – М., РОСТ-книга.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».