Человек, природа, общество

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
Организационно-педагогические условия
реализации программы

III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

I.

Общая характеристика программы
2

1.1 Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе Программы «Обществознание. 8-9 кл.
Элективный курс «Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель,
2007», предназначена для учащихся 8-9-х классов.
Содержание направлено на:
1. Углубление учащимися системы знаний о динамично развивающемся современном
обществе;
2. Развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические,
социальные, моральные и культурные проблемы;
3. Формирование учащимися собственной деятельностной позиции при решении
социальных проблем.
Концепция курса состоит в том, что в его содержание включены новые, не
содержащиеся в базовых программах знания, которые имеют существенное
образовательное значение при дальнейшем изучении обществознания в классах
социально-экономического профиля. Также содержание курса позволяет осуществить
практическую деятельность учащихся в изучаемой области знаний, предоставляющую им
возможности для саморазвития.
В качестве основного образовательного результата выступает развитие
личностного образования, становление которого предполагает формирование правовой
культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, развитие
у подростков социальной активности, а также формирование интеллектуальных умений и
навыков.
1.2
Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ);
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
 Приказом Министерства Просвещения РФ от 29.11.2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 29.11.2018 г. № 52813);
 Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»);
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказом Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении
временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
3







Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»
Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;

1.3. Актуальность программы
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются
прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся
свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека
оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической
основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше
распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между
людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует
установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует
защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние
условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его
гражданственности и личного развития.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать
ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к
социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и
законов нашей страны.
Предлагаемый курс направлен на:
1)
осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств
адаптации в условиях развития рыночного общества;
2)
развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические,
социальные, моральные и культурные проблемы.
3)
формирование собственных норм и ценностей;
4)
установление конструктивных отношений с окружающими.
1.4. Цели и задачи программы
Цель:
воспитание современного цивилизованного человека,
подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи:

формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм
общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков социальной
активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования
4

твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав
личности.
Курс позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать
осознанный выбор в жизни.
Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых
программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой
области знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний,
которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется
опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.




















1.5. Планируемые результаты.
В результате изучения курса ученик должен знать / понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества) общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений,
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в
социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
1.6
1.7

Трудоемкость образовательной программы составляет 34 часа в год.
Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

5

II.

№
п.п.

Содержание программы
2.1 Учебный план
Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
итоговойа
ттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во
взаимодействии с преподавателем
Лекции
Практические Итоговая
занятия
аттестаци
я

1

Человек, природа,
общество

34

0

34

Итого

34

0

34

Участие в
дискусси
и

2.2 Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
34 учебных недель
Форма занятий: очная
2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР
Тема 1 ЗАГАДКА И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Мифы о сотворении человека. Человек - существо биосоциальное. Человек и животное.
Основные виды деятельности. Потребности, возможности и способности человека.
Сущность человеческого бытия. Взгляды мыслителей на природу человека. Личность как
субъект и продукт социальных отношений. Человек, его права и обязанности. Я и другие.
Ответственность за судьбу и безопасность близких и друзей. Влияние человека на
окружающую среду. Кто мы и какие мы? Что значит быть человеком. Человеческое
познание. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности темперамент. Характер человека.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека.
Идеалы, ценности, нормы. Фатализм, гедонизм, пессимизм, скептицизм, оптимизм.
Человек в поисках смысла жизни.
Тема 3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное,
религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное.
Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три
вида восприятия времени - время, состоящее из коротких интервалов, время
биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние
6

времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Кого можно считать
настоящим патриотом.
Тема 4. ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные, духовные.
Классификации потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные,
особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и, от
чего они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим эгоцетризм, альтруизм.
Тема 5. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Понятие «общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики
традиционного, индустриального, постиндустриального обществ.
Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество.
Общение. Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе.
Социальные роли, статусы.
Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Социальные
нормы.
Моральные,
экономические,
семейные,
корпоративные, религиозные нормы. Деловой этикет и карьера.

политические,

Тема 7. КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ПРАВО
Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права.
Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права.
Источник и форма права. Нормативно-правовые акты.
Тема 8. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение.
Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки.
Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная,
материальная гражданско- правовая ответственность.
Тема 9. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни
человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство.
История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах
общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма
выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция - основной закон государства.
Тема 10. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине.
Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. Общество. Общественное
участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной
символики. Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин
в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой
гражданственности. Гражданин и благо страны.
Тема 11. ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА
Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина.
Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и
мотивов.

7

Тема 12. ЛИЧНОСТЬ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ
Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение.
Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности.
Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении
правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной
группы на личность.
Тема 13. ЛИЧНОСТЬ В СЕМЬЕ
Право и бесправие. Наличие прав - признак свободы. Психологический климат в семье.
Факторы, влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Родители дети.
Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и
обязанности родителей и детей в отношении друг к другу.
Тема 14. ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа
- место самоопределения личности. Деятельность ученик - учитель. Толерантное
отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы.
Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.
Тема 15. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СФЕРЕ БИЗНЕСА. НАЛОГИ
Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство.
Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок.
Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги. Ответственность
в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса.
Тема 16. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЗАКОН
Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость.
Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства.
Цель предпринимателя - прибыль. Особенности уголовно-правовой и гражданскоправовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная
регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности
предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.
Тема 17. ЛИЧНОСТЬ И ТРУД
Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности
работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному
трудовому законодательству. Ограничение на применение труда несовершеннолетних.
Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время
отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам.
Условия расторжения трудового договора.
Тема 18. ЛИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ
Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства
осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и
демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе.
Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической
апатии граждан.
Тема 19. ЛИЧНОСТЬ И ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение
гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии.
Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской
8

службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.
Тема 20. ЛИЧНОСТЬ И ЗАКОН
Для чего принимаются законы. Склонность-стремление заниматься определенной
деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление.
Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс. Кодекс
об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция
о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов
юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная,
административная, уголовная. Преступление - особо важное правонарушение.
Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержала милиция, твои действия.
Права задержанного несовершеннолетнего.
Раздел II. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Тема 21. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних.
Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение.
Понятие аморального поведения. Правонарушение. Административный поступок. Кодекс
РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления.
Тема 22. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий
материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические
причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение
преступлений.
Духовная нищета. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство
безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство по
отношению к несовершеннолетним правонарушителям со стороны школы. Отношение
милиции к ранним правонарушителям. Гуманность суда и повторные преступления.
Тема 23. ВИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза.
Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел.
Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая
ответственность. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность.
Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к
преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность
обстоятельства.
Тема
24.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ПРОТИВ
СОБСТВЕННОСТИ
Имущественные правонарушения. Влияние телевидения, средств массовой информации
на рост преступности. Юридическое определение кражи. Уголовная ответственность
за кражу. Понятие грабежа.
Ответственность за грабеж. Разбой и ответственность за это преступление.
Ответственность за мошенничество. Умышленное или неосторожное уничтожение или
повреждение имущества. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления и
ответственность за них. Вымогательство. Вымогательство в школе. Личность вымогателяшкольника. Действия по самозащите от вымогательства. Общественная опасность
вымогательства. Ответственность за вымогательство.

9

Тема 25. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Ответственность за преступление против достоинства личности. Ответственность за
оскорбление или клевету. Хулиганство и его признаки.
Изнасилование - тяжкое преступление против личности. Ответственность за
изнасилование. Провоцирующее поведение потерпевших. Ответственность за
преступления против жизни и здоровья. Человеческая самоотверженность.
Бесчеловечность. Преступления против жизни и здоровья. Нанесение телесных
повреждений. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений.
Ответственность за нанесение телесных повреждений. Убийство - тягчайшее
преступление. Умышленное и неосторожное убийство. Ответственность за убийство.
Тема 26. ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях.
Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы.
Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе
взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система
групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые
преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель.
Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении.
Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.
Тема 27. ПРАВОПОРЯДОК И МИЛИЦИЯ
Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка, Понятие
общественного
порядка.
Участие
граждан
в
укреплении
правопорядка.
Правоохранительные органы государства. Задачи милиции. Органы внутренних дел.
Структура отдела (городского, районного) внутренних дел. Задачи милиции
общественной безопасности. Патрульно- постовая служба. Административное задержание
и порядок наложения взыскания за него. Отделение дознания и его функции. Изолятор
временного содержания. Отделение организации работы участковых инспекторов. Задачи
участкового инспектора. Добровольные дружины. Отделение по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних. Задачи криминальной милиции. Работа отделения
уголовного розыска. Действия милиции в отношении подозреваемого в преступлении.
Задачи следственного отделения ОВД. Проведение предварительного следствия.
Обвинительное заключение.
Тема 28. СУД И ПРОКУРАТУРА
Работа суда. Назначение суда. Рассмотрение гражданских споров. Наложение взысканий.
Судебная коллегия. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных
заседателей. Полномочия присяжных.
Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Роль адвоката. Роль свидетелей.
Ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Педагог в суде по делу
несовершеннолетнего. Законные представители несовершеннолетнего в суде. Ход
судебного разбирательства.
Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Общий надзор. Надзор за
исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при
рассмотрении дел в судах, надзор в местах содержания задержанных, в следственных
изоляторах и т. д.
Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессии
следователей. Профессия нотариуса. Деятельность юрисконсультантов.

10

Раздел III. ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ
Тема 29. Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ. НАРКОТИКИ И ЗАКОН
Курение, пьянство, наркомания - это то, что мешает укреплению здоровья. Доходы
государства от продажи табака и спиртного. Государственное регулирование в сфере
сбыта и потребления алкоголя. Личность наркомана. Ответственность за потребление и
распространение наркотиков. СПИД - чума XXI века. Как избежать заболевания.
Государственная политика в сфере предупреждения и распространения СПИДа. Путь к
здоровью. Юридическая ответственность. Уголовная ответственность.
Тема 30-31. КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Что такое вина. Что такое виктимология? Закон «О безопасности». Особенности
виктимной личности. Виктимология - наука о жертве правонарушений. Два типа
виктимности: личностная, ролевая. Виктимное поведение. Жертва преступных
посягательств - центральная фигура. Типы личностей с отклоняющимся поведением.
Насилие и его виды. Для чего нужны законы? Что такое провоцирующее,
неосмотрительное, аморальное и преступное поведение. Группа и риск. Безопасность.
Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины.
Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая
оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по
неосторожности. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция
невиновности.
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды
юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и
ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению.
Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность
обстоятельства. Отягчающие ответственность обстоятельства.
Тема 32. ЕСЛИ ТЕБЯ ЗАДЕРЖАЛА МИЛИЦИЯ
Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.
Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок.
Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности:
гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.
Преступление - особо важное правонарушение.
Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 33. «ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ» (дискуссия)
Тематическое планирование
Урок Тема

1

Загадка и природа человека

Часы
20
часов
1

2
3

Человек ищет смысл жизни
Мировоззрение человека

1
1

4
5
6
7

Потребности и возможности человека
Человек и общество
Социальные регуляторы поведения человека
Как и почему возникает право

1
1
1
1

Раздел I. Человек и его мир

11

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Правовая культура и правовое поведение личности
Государство и право
Гражданин и государство
Личность гражданина
Личность среди сверстников
Личность в семье
Личность и образование
Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги
Предпринимательство и закон
Личность и труд
Личность и власть. Я будущий избиратель
Личность и защита Отечества
Личность и закон
Раздел II. Ответственность за правонарушение

21
22
23
24
25
26
27
28

Правонарушение и преступление. Групповые правонарушения
несовершеннолетних
Причины правонарушений
Вина и ответственность
Ответственность за правонарушения против собственности
Ответственность за правонарушения против личности
Групповые правонарушения
Правопорядок и милиция.
Суд и прокуратура
Раздел III. Защити себя сам

29
3031
32
3334
3

Я выбираю жизнь. Наркотики и закон
Как не стать жертвой преступлений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
6 часа
1
2

Если тебя задержала милиция
Ролевая игра «Трудное решение»

1
2 час

Итого

34 час

III. Организационно-педагогические условия реализации
программы
3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 12,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей среднего школьного возраста.
3.2.
Форма обучения – очная
3.3. Режим занятий – 1 раз в неделю, 1 занятие в день по 40 минут, перемена 10
минут.
3.4. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные
столы и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска,
12

видеопроектор, а также современные проектные методики, которые позволяют детям
проявить творческую активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная,
творческая деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности в области основного общего образования
и воспитания подростков.
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Оценка качества проводится в виде участия в итоговой дискуссии
.
V. Методические материалы
Литература.
1. Изучаем право С.П. Кацубо, Н.А. Сивицкая М., Издательство деловой и учебной
литературы. 2006г.
2. История государства и права России в документах и материалах. М., Издательство
деловой и учебной литературы. 2010 г.
3. Кишенкова, О. В. Основы гражданских знаний. 9 кл.: учеб, для уч-ся общеобразоват.
учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2012
4. Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1997г.
5. Никитин, А. Ф. Права человека: дополнительные материалы к учебнику «Право и
политика». 9 класс: пособие для уч-ся общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2009
6. Обществознание. 8-9 кл. Элективный курс «Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н.
Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007.
7. Основы правовых знаний в 2х кн. С.И. Володина, А.П. Полиевктова М., Новый
учебник 2012г.
8. Права человека. Под редакцией Е. А. Лукашева М.2012г.
9. Права человека. Пособие для учителя. М., 2010г.
10. Сборник кодексов РФ. - М.,2015.
11. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8- 9 кл./
Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита - Пресс, 2000
12. Энциклопедический юридический словарь М.,2009г.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».