Финансовая грамотность

1

Содержание:
I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
Курс предназначен для детей 7-10 лет, которым интересно открывать способы
бережливого отношения к деньгам и их накопления на определённые цели, рас- познавать
финансовую информацию, выяснять, для чего и как создаётся семейный бюджет, а также
учиться грамотно решать повседневные финансовые задачи. Данная программа
обеспечивает единство цели и содержания, видов деятельности младших школьников,
форм и методов обучения, контроля, самооценки и оценки достижения образовательных
результатов в освоении азов финансовой грамотности.
В рабочей программе курса конкретизированы основные компоненты финансовой
грамотности в соответствии со структурой Рамки финансовой компетентности и
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Достижение учебно-познавательных задач курса «Секреты финансовой грамоты»
осуществляется на основе организации различных видов деятельности младших
школьников
(ценностно-смысловой,
игровой,
коммуникативной,
учебнопознавательной, проектной, исследовательской и др.), направленных на повышение
мотивации, интереса к предметному содержанию курса и обеспечение системности
освоения основных компонентов финансовой грамотности.
Освоение содержания курса происходит в динамично меняющихся учебных
ситуациях, среди которых ведущими являются:
1) оценка финансовых решений и поступков героев детских финансовых
кейсов;
2) игровое моделирование и рефлексия трудностей обмена (бартера),
составления бюджета игровой семьи и планирования расходов в личном бюджете,
взаимодействия продавца и покупателя, принятия повседневных финансовых
решений с учётом многих обстоятельств;
3) обоснование альтернативных решений финансовых задач;
4) исследование характеристик базовых финансовых понятий, открытие их
внутренних отношений и связей;
5) решение финансовых задач на основе морального выбора;
6) выполнение проектов, направленных на создание продуктов для
финансового просвещения школьников;
7) подбор аргументов в защиту своего мнения в коллективных обсуждениях
утверждений с различными мнениями.
Курс финансовой грамоты помогает детям превратить свои повседневные
финансовые поступки и решения в предмет собственного внимания, анализа и
улучшения на основе усвоения новых установок, знаний, развития навыков
грамотного финансового поведения. Дети учатся замечать финансовые задачи
вокруг себя, за пределами школьных занятий, определять суть проблемы, находить и
обосновывать различные варианты решения. При этом важно сочетать поиск детьми
рациональных финансовых решений с обсуждением вопросов ценностносмыслового характера: как согласовывать свои личные финансовые интересы с
интересами других людей? Как учитывать потребности близких людей, если это
ограничивает собственные желания? Как совместить стремление к личному
благосостоянию и милосердие, благотворительную помощь? Как быть бережливым и
экономным, но не превратиться в человека, игнорирующего нужды других людей?
Внеурочные занятия по финансовой грамотности инициируют поисковую
активность детей, предусматривают сочетание командной, индивидуальной и
3

коллективной
работы,
обеспечивая
самостоятельность детских действий.



максимальную

свободу

выбора

и

1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственно- го образовательного
стандарта начального общего образования».
 Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении
методических рекомендаций по организации со- держания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности».
 Письмо Минпросвещения России от 05.09.2018 г. № 03-ПГ- МП-42216
«Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во
внеурочной деятельности».

1.3 Актуальность программы
Финансовая грамотность входит в перечень признанных во всём мире
современных образовательных результатов, известных как
«навыки XXI века» или «компетенции будущего». С 2012 года финансовая
грамотность как одна из областей функциональной грамотности включена в
международную программу по оценке образовательных достижений учащихся
(PISA)1.
Согласно рабочему определению в исследовании PISA, «финансовая
грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и
финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для
принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни».
Финансовая грамотность проявляется в способности человека следить за
состоянием личных финансов, планировать и рационально ими распоряжаться,
ориентироваться в финансовых услугах, не попадаться на уловки финансовых
мошенников, правильно
выбирать финансовые продукты, находить достоверную финансовую информацию.
В международной практике принято считать, что финансово грамотный человек:
1) ежемесячно ведёт учёт расходов и доходов семьи;
2) живёт по средствам без излишних долгов;
3) финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным
обстоятельствам и подготовка к пенсии);
4) приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора;
5) ориентируется в финансовой сфере1.
В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на
2017—2023 годы» основы финансово грамотного поведения определены как
сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков,
необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом
рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по
повышению финансовой грамотности.
Общие ориентиры того, какие финансовые знания, установки, нормы и
практические навыки обеспечивают грамотное финансовое поведение
4

учащихся, определены в «Системе (рамке) финансовой компетентности для
учащихся школьного возраста». Рамка компетентности включает 9 сфер
(разделов) финансовой грамотности, выделенных по принципу MECE (Mutually
Exclusive Collectively Exhaustive — взаимно исключающие, совместно исчерпывающие):
1)
доходы и расходы;
2)
финансовое планирование и бюджет;
3)
личные сбережения;
4)
кредитование;
5)
инвестирование;
7)
риски и финансовая безопасность;
8)
защита прав потребителей;
9)
общие знания экономики и азы финансовой арифметики.

1.4 Цели и задачи программы
Цель реализации рабочей программы состоит в обеспечении достижения личностных
и метапредметных образовательных ре- зультатов младших школьников — развития их
личностных ка- честв и установок, связанных с отношением к личным и семейным
финансам, умений и навыков распоряжения своими деньгами, грамотного финансового
поведения.
Задачи курса:
1) формирование элементарных представлений о системе базовых понятий
финансовой грамотности (труд, обмен, деньги, товар, услуга, покупка,
продажа, цена, доходы, расходы, семейный бюджет, личный бюджет,
накопление, сбережение, экономия, банк, банковская карта, вклад, кредит) во
взаимосвязи с принятыми этическими нормами и правилами, определяющими
финансовые отношения людей;
2) формирование мотивационных установок и желания повышать уровень своей
финансовой грамотности на основе самооценки и коррекции повседневных
финансовых решений;
3) развитие критического мышления, способности видеть и решать финансовые
задачи в своей повседневной жизни, моделируя их существенные признаки и
характеристики; исходя из потребности, доступной информации о нужном товаре
(услуге), имеющихся в наличии средств и конкретных жизненных обстоятельств;
4) развитие умений конкретизировать общий способ решения задач
применительно
к
финансовым
задачам,
осуществлять
моделирование,
схематизацию, выделять средства успешного решения задач;
5) обеспечение способности применять финансовые знания, понимание и
навыки решения финансовых задач в ситуациях, отличных от учебных;
6) развитие творческих способностей детей, способов самовыражения и
самореализации, учебно-познавательной деятельности в целом.
Основные ценностно-смысловые ориентиры, которые младшие школьники
открывают на занятиях курса «Секреты финансовой грамоты» и с помощью
которых учатся управлять своим финансовым поведением, связаны с постепенным
осознанием, что:
7) благосостояние появляется благодаря труду, полезной деятельности людей,
умению бережливо относиться к деньгам;
8) чем больше востребованы результаты труда, тем выше вознаграждение;
5

9) все, что создаётся трудом человека, требует определённых усилий,
способностей и мастерства, которым надо учиться и развивать в себе в течение всей
жизни;
10) финансовое решение в повседневной жизни — это выбор, который часто
зависит не от количества имеющихся денег, а от представлений человека о том,
возможно ли достижение личных финансовых целей любой ценой, что хорошо, а
что плохо, что допустимо, а что нет;
11) в финансовых отношениях с другими людьми главное — честность и
справедливость, взаимное доверие и уважение, умение учитывать интересы и
потребности других, проявлять милосердие и оказывать бескорыстную помощь
тем, кто нуждается.

1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
1. Проявляет познавательный интерес к содержанию пособия и
ответственное отношение к результатам развития собственной
финансовой грамотности:
•
Выполняет дополнительные задания пособия, создаёт контент на
основе самостоятельного поиска и обобщения новой информации по теме вне
занятия.
•
Определяет личные цели развития финансовой грамотности на
занятиях.
2. Проявляет готовность к изменению собственного финансового
поведения на основе установленных норм и правил поведения при
совершении обмена, покупки, продажи (быть честным и
справедливым, уважать интересы других, проявлять доверие):
•
Принимает критическую оценку личного финансового поведения в игровых
ситуациях обмена, покупки, продажи.
•
Проявляет самокритичность и уважительное отношение к сверстникам в
игровых ситуациях обмена, покупки, продажи.
3. Проявляет готовность совершать покупки товаров (услуг) для
здорового образа жизни:
 Принимает ценность здорового образа жизни.
 Приводит аргументы в пользу товаров (услуг), которые поддерживают здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Знает правила составления бюджета семьи:
1.1. Называет основные виды доходов типичной российской семьи.
1.2. Называет основные направления и виды расходов типичной российской семьи.
1.3. Различает расходы на удовлетворение необходимых потребностей и расходы
на удовлетворение желаний.
2. Выполняет операции с деньгами:
2.1. Выполняет простые арифметические действия с монетами и купюрами разного
номинала для совершения покупок (сложение, вычитание, умножение, деление,
нахождение доли от числа, подсчёт простых процентов).
2.2. Выполняет подсчёты доходов и расходов семейного и личного бюджетов
по видам и направлениям в игровых ситуациях в типичных (или смоделированных)
жизненных ситуациях, в аналогичных повседневных ситуациях из личного опыта.
6

Выполняет подсчёты для планирования накопления и экономии финансов в
игровых ситуациях, в типичных (или смоделированных) жизненных ситуациях, в
аналогичных повседневных ситуациях из личного опыта.
3. Решает финансовые задачи:
3.1. Определяет условия и требования задачи по составлению или оценке
типичного семейного бюджета.
3.2. Устанавливает отношения и связи между действиями и условиями
составления семейного бюджета, личного бюджета школьника, оценки предложенных
бюджетов.
3.3. Использует знаково-символические средства для решения финансовых задач
на составление типичного семейного бюджета,
личного бюджета школьника, оценку предложенных бюджетов.
3.4. Обосновывает возможные варианты составления типичного семейного бюджета
и личного бюджета школьника, направления их корректировки с учётом изменения
жизненной ситуации.
4. Выполняет элементы проектной и исследовательской деятельности в
групповой работе:
4.1. Планирует, контролирует и оценивает действия по достижению общей цели.
4.2. Формулирует вопросы для достижения общего решения.
4.3. Проявляет уважение к другим участникам групповой работы, конструктивно
взаимодействует с ними, оказывает помощь.
Повышенный уровень
Определяет личные цели развития финансовой грамотности.
Использует знаково-символические средства для выполнения рефлексии своих
способов действий по составлению личного бюджета.
2.3.

Предметные результаты
Обучающийся научится:








1.6

понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных
финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Трудоемкость образовательной программы составляет 68 часов в год.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

7

Содержание программы

II.
2.1 Учебный план
№
п.п
.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
промежуточной
аттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего

Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции

Практические
занятия

Итоговая
аттестация

1

Финансовая грамотность –
1 год обучения

68

0

68

Защита проекта

2

Финансовая грамотность –
2 год обучения

68

0

68

Защита проекта

3

Финансовая грамотность –
3 год обучения

68

0

68

Защита проекта

4

Финансовая грамотность –
4 год обучения

68

0

68

Защита проекта

0

272

Итого

272

2.2
Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1.

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
Финансовая грамотность
Всего:

Количество
часов
68
68

8

Период обучения/недели
34 недели обучения
34 недель обучения

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
Курс предполагает освоение содержания с последовательным расширением и
углублением базовых финансовых понятий и предметных действий с ними, переносом в
новые условия, ситуации неопределённости, применением их в повседневной жизни,
анализом и оценкой финансовых действий и их последствий.
Содержание курса представлено в последовательности, которая отражает не
только взаимосвязи между изучаемыми явлениями, но и возрастные закономерности
освоения детьми умений правильно обращаться с деньгами.
Секреты обмена
Когда и почему появился обмен? Чем неудобен обмен товарами? Труд как условие удовлетворения потребностей человека.
Разделение труда. Игровое моделирование ситуаций обмена (бартера).
К чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы, которые
регулируют отношения людей при обмене. Почему люди готовы бескорыстно отдавать
своё другим, делиться с теми, кто попал в беду, терпит лишения?
Решение финансовых задач на обмен. Поиск детьми примеров финансовых задач на
обмен в повседневной жизни.
Секреты денег и операций с ними
Когда и почему появились деньги? Деньги как особый товар, который используется
при обмене. Первые товарные деньги. Деньги как мера стоимости товаров и услуг.
Деньги как средство платежа. Деньги как средство накопления.
Деньги в разные исторические периоды. Когда и почему появились металлические
монеты и бумажные купюры?
Номинал как официально установленная стоимость монеты или купюры. Сравнение
ценности монет и купюр разного номинала. Современные деньги России. Покупательная
способность денег. Национальная валюта и валютный курс. Безналичные деньги как
деньги на банковском счёте, которые используются для расчётов без участия монет и
купюр. Электронные деньги как способы безналичного расчёта и хранения денег.
Банковская карта как инструмент доступа к безналичным деньгам. Достоинства и
недостатки безналичных расчётов.
Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть. От чего зависит
финансовое благосостояние современного человека? Почему во всех финансовых отношениях важно соблюдать установленные сроки,
правила, договорённости? Чем полезны умения создавать новое, постоянно учиться,
договариваться с людьми? Могут ли деньги быть мерилом успеха человека?
Арифметические действия с монетами и купюрами: подсчёт суммы монет разного
номинала; подсчёт суммы купюр разного номинала; подсчёт сдачи при совершении
покупки; подсчёт суммы, достаточной для покупки; самоконтроль и контроль
правильности выполнения финансовых подсчётов. Решение финансовых задач на
подсчёт суммы долга и составление графика его возврата. Поиск детьми примеров
финансовых задач на подсчёт денег в своей повседневной жизни.
Секреты покупателя
Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая
создана трудом человека и предназначена для продажи. Услуга как деятельность,
которая направлена на удовлетворение потребностей людей.

9

Покупка как процесс обмена денег на товары и услуги. Продажа как процесс
обмена товаров и услуг на деньги. Составляющие цены товара или услуги (затраты
на производство, доставку, рекламу и продажу товара, торговые надбавки).
Что такое реклама? Цель рекламы и способы влияния на покупателя. Оценка пользы
для покупателя рекламной информации (СМИ, буклеты, листовки, рекламные щиты).
Обдуманные и необдуманные покупки. Как выбрать нужные товары и услуги?
Определение цели покупки. Чтение и анализ информации о качестве товара
(информация на упаковке и ценниках о составе, производителе товара). Выбор
необходимого и полезного (прежде всего для здоровья) товара или услуги на основании
соотношения цены и качества. Обоснование выбора покупки или отказа от неё. Учёт
интересов другого человека при совершении покупки. Отказ от личной покупки в
интересах другого человека.
Анализ и оценка финансового поведения ребёнка-покупателя в ситуации, когда не
хватает денег на покупку. Обоснование необходимости и возможности взять деньги в
долг, дать деньги в долг.
Решение финансовых задач на выбор товаров и услуг на основе сравнения их цены
и качества; подсчёт суммы, необходимой для планируемой покупки; подсчёт
расходов на покупки; подсчёт сдачи; сравнение трат на обдуманные и необдуманные
покупки. По- иск детьми примеров финансовых задач на совершение покупок в
повседневной жизни.
Секреты доходов
Что такое доходы? Доходы как денежные поступления в семью. Труд как основной
источник доходов семьи. Источники дохода: заработная плата, премия, наследство,
выигрыш в лотерею, стипендия, пенсия, пособие по уходу за ребёнком, доход от аренды
имущества, доход от банковского вклада. Регулярные и нерегулярные доходы.
Решение финансовых задач на подсчёт общей суммы доходов игровой семьи,
карманных денег, доли личных расходов (карманных денег) в общем доходе семьи.
Поиск детьми примеров финансовых задач на планирование, учёт и подсчёт доходов в
повседневной жизни.
Роль банка в увеличении доходов семьи. Сбережения как способ увеличения
доходов семьи. Для чего люди открывают вклады в банке? Какие виды банковских
вкладов бывают? Как вкладчику правильно выбрать вид вклада?
Игровое моделирование ситуации открытия вклада в банке (выбор и обоснование
вида вклада и условий банка). Решение финансовых задач на подсчёт дохода от
процентов по банковскому вкладу.
Легко ли зарабатывать деньги? Могут ли доходы удовлетворить все желания и
потребности человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает
того, что он имеет? Благосостояние человека как результат его постоянного личного
труда, знаний, способности учиться, веры в себя. Духовное и материальное
благосостояние человека.
Секреты расходов
Что такое расходы? Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение
необходимых потребностей и желаний человека. Направления расходов: обязательные,
прочие; ежемесячные, сезонные, ежегодные, переменные. Расходы планируемые и
непредвиденные.
Определение целей расходования денег, в том числе личных (карманных денег).
Способы контроля расходов. Анализ ситуаций расходования денег. Распознавание
обязательных и прочих (в том числе необдуманных) расходов. Объяснение последствий
необдуманных расходов.
Решение финансовых задач на подсчёт расходов; сравнение доли обязательных и
прочих расходов в общей сумме расходов, обоснование вариантов расходования денег, в
том числе личных (карманных денег) в соответствии с игровыми условиями,
10

моделирова- ние и оценка ситуаций разумного расходования денег. Поиск детьми
примеров финансовых задач на планирование, учёт и подсчёт расходов в повседневной
жизни.
Роль банка в финансовой поддержке семьи. Банковский кредит как деньги, которые
человек берёт у банка на время, платит банку за пользование деньгами проценты и
возвращает деньги в установленный срок в обязательном порядке. Для чего люди берут
кредиты и как правильно выбрать вид кредита?
Игровое моделирование ситуации получения кредита в банке (выбор и обоснование
вида кредита и условий банка). Решение финансовых задач на подсчёт расходов на
уплату процентов по кредиту.
Что такое благотворительность? Бескорыстная и добровольная помощь тем, кто в
ней нуждается, как основа благотворительности. Поиск примеров благотворительной
помощи в России и в мире.
Секреты экономии, сбережения и накопления
Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к труду людей.
Экономное расходование средств и бережливое отношение к деньгам как способы
сокращения расходов. Экономное расходование денег на покупки. Экономное
расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и сокращение платы за
коммунальные услуги.
Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения
будущих потребностей. Определение финансовой цели накопления денег. Условия и
правила накопления денег.
Решение финансовых задач на подсчёт накоплений, доли откладываемых денег в
общей сумме дохода (в том числе карманных денег), суммы доходов, которые удалось
сохранить за счёт экономного расходования ресурсов (воды, электроэнергии, тепла),
выбора оптимальных тарифов оплаты услуг. Поиск детьми примеров финансовых задач на
экономию ресурсов в повседневной жизни. Моделирование и оценка ситуаций экономии и
накопления денег.
Секреты семейного бюджета
Что такое семейный бюджет? Для чего нужен семейный бюджет? Семейный
бюджет как запись учёта доходов и расходов семьи на определённый период
времени. Личный бюджет как часть общего бюджета семьи.
Составление семейного бюджета. Соотношение доходов и расходов в семейном
бюджете. Как при составлении семейного бюджета согласовывать интересы всех
членов семьи, учитывать общие потребности семьи?
Составление личного бюджета. Решение финансовых задач на составление личного
бюджета, бюджета детского праздника, бюджета летнего семейного отдыха и других
моделируемых жизненных ситуаций, подсчёт расходов в семейном бюджете на
подготов- ку ребёнка к школе, доли личных расходов (карманных денег) ребёнка в
общей сумме расходов семьи.

11

Тематическое планирование
1 й год обучения
№
Раздел 1
1
2
3
Раздел 2
4
5
Раздел 3
6
7
8
9
10
11
12
13
Раздел 4
14
15
16
17

Тема
Что нужно семье
Секреты семейного бюджета
Составление семейного бюджета
Составление личного бюджета
Как распоряжаться карманными деньгами
Накопления
Бережливое расходование
Сколько стоит автомобиль
Сколько стоит товар?
Почему для покупок нужны деньги?
Бывают ли бесполезные покупки?
Самые Полезные покупки
Как выбрать товар или услугу?
Покупаем то, что полезно для здоровья
Идём на ярмарку!
Умные покупки
Что такое «своё дело»
Рекламируем товары и услуги
Продаём! Покупаем!
Когда покупки радуют?
День открытых дверей в мир Финансовой грамоты
ИТОГО

Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
68

2 й год обучения
№

Тема

Раздел 1
Секреты обмена
1
О чём секреты финансовой грамоты?
2
Как копьё превратить В козу?
3
Обмен не обман?
Раздел 2
Секреты денег и операции с ними
4
Какими деньги были В прошлом?
5
Открываем тайны монет!
6
Какими деньги стали?
7
Какими деньги станут В будущем?
Раздел 3
Секреты покупателя
8
Сколько стоит радуга?
9
Почему для покупок нужны деньги?
10
Бывают ли бесполезные покупки?
11
Самые Полезные покупки
12
Как выбрать товар или услугу?
12

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4

13
14
15
Раздел 4
16
17
18
19
20
21
22
Раздел 5
23
24
25

Покупаем то, что полезно для здоровья
Идём на ярмарку!
Умные покупки
Секреты доходов
Как мы покупаем?
Купить нельзя не купить!
Сколько денег надо на покупку?
Идём на распродажу!
Рекламируем товары и услуги
Продаём! Покупаем!
Когда покупки радуют?
Секреты расходов
А если денег не хватает?
В долг брать нельзя не брать!
День открытых дверей в мир Финансовой грамоты
ИТОГО
Тематическое планирование

№
Раздел 1
1
2
3
4
5
6
7
Раздел 2
8
9
10
11
12
13
14
15
Раздел 3
16
17
18
19
Раздел 4
20
21
22
23
24

2
2
2
2
4
2
2
2
4
6
68

3 й год обучения

Тема
Как деньги попадают в кошелёк
Как подружиться с деньгами?
Встаньте, деньги, встаньте в круг!
Сколько стоит труд?
Бывает ли богатство без труда?
Приглашаем деньги в гости
Хочу купить! Могу купить?
Чем богат человек?
Куда деньги исчезают из кошелька?
Эти неуловимые деньги…
Как мы тратим деньги?
Что сильнее рекламы?
Как купить то, что нужно?
Что купить Золушке для школы?
Сколько стоит праздник?
Когда расходы делают нас богаче?
Секреты разумных расходов
От чего надо спасать деньги?
Чего боятся деньги?
Чему деньги рады?
Что значит быть экономным?
Что? Где? Сколько стоит?
Как приручить деньги?
Копить деньги — значит…
Когда деньги растут?
Жадность или бережливость?
Берегитесь, деньги! Берегите деньги!
День открытых дверей в мир Финансовой грамоты
13

4
4
4

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
2
4
4
4
4
4
6

ИТОГО

68
Тематическое планирование
4 й год обучения

№

Тема

Раздел 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Раздел 2
11
12
13
14
15
16
17
Раздел 3
18
19
20

III.

Чтобы составить бюджет, надо…
Зачем управлять деньгами?
Бюджет — это…
Такие разные расходы!
Доходы или расходы что больше?
Как составить личный бюджет?
Зачем копить деньги?
Можно ли экономить деньги, расходуя их?
Когда надо отказаться от необязательных расходов?
Как управлять своими желаниями?
Формула успеха!
Как работают деньги?
Для чего нужны банки?
Меняем банку с деньгами на банк!
Как растут деньги В банке?
Сколько стоят деньги?
Люди И деньги — кто кому служит?
Идём в банк!
Когда деньги творят благо?
Можно ли покупать без денег в кармане?
Где прячутся деньги-невидимки?
Какие деньги живут В Интернете?
День открытых дверей в мир Финансовой грамоты
ИТОГО

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
6
68

Организационно-педагогические условия
реализации программы

3.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 6,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей начального школьного возраста.
3.2.

Форма обучения - очная
14

3.3. Режим занятий – 2 занятия в неделю, 2 занятия в день по 40 минут, перемена –
10 минут
3.4.

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области начального общего образования и
воспитания младших школьников.

IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Уровень достижения образовательных результатов младшими школьниками
выявляется в ходе:
 текущего формирующего оценивания (выполняется на каждом занятии на
основе совместно выработанных учителем и детьми критериев и шкал
оценивания; при этом самооценка младших школьников должна
предшествовать внешней оценке учителя);
 итогового оценивания (диагностическая работа проводится в конце учебного
курса ежегодно).
Учитель может применять собственную систему оценивания образовательных
достижений младших школьников, выработанную в контексте
требований
внутришкольной системы оценивания качества образования.

V. Методические материалы
Данная рабочая программа, ориентирована на работу с учебниками

15

1) Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой

грамоты. Рабочая программа с методическими рекомендациями. 2—4
классы. — М.: Просвещение, 2020. — 210 с.
2) Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой
грамоты. 2 класс: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2020. — 113 с.
3) Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой
грамоты. 3 класс: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2020. — 112 с.
4) Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой
грамоты. 4 класс: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2020. — 112 с.
Дополнительная литература
1. Белорукова Е. М. Использование инновационной образовательной технологии
«Учебная фирма» для формирования компетентностных образовательных
результатов школьников. — Барна- ул, 2012. — 94 с.
2. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной
грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная
педагогика. — 2017. — Т. 1. — № 2 (37). — С. 31—43.
3. Рутковская Е. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников //
Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1. — № 2 (37). — С.44—54.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».