Страницы всемирной истории

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
Организационно-педагогические условия
реализации программы

III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

I.

Общая характеристика программы
2

1.1 Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она имеет
интегрированный характер, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов
и возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью
способствует организации целостного воспитательного пространства школы и социума,
организации совместной деятельности.
Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это
основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно
воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную
роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной
войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый
россиянин.











1.2
Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ);
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Приказом Министерства Просвещения РФ от 29.11.2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 29.11.2018 г. № 52813);
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении
временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
3







программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»
Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
1.3. Актуальность программы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных
задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили:
они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.
Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий
естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего
народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только
помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы.
Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и
гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только
современно
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные
защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты
детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник –
гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и
самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся
системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на
национальные, так и общечеловеческие ценности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию
личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять
гражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в
области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества
4

нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса
мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к
настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом
патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор
многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное
проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания
и обучения в школе.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат
целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с
раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье,
дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в
сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей
природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку
мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с
воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию.
Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего
воздействия на ребёнка.
Настоящая программа создает условия для социального и культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе
мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда
удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
1.4. Цели и задачи программы
Цель:
Познакомить учащихся с событиями и фактами Великой Отечественной войны,
не вошедшими в используемые учебники истории.
Задачи курса:
-Создание условий для овладения учащимися определённого уровня
исторических знаний о Великой Отечественной войне.
-Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с историческим
материалом.
-Формировать у учащихся чувство патриотизма, взаимопонимания между
народами, гражданскую ответственность, уважительное отношение к историческому
прошлому своего народа и других народов.
-Разъяснять и устранять попытки переписать или исказить историю войны в
различных источниках.

1.5. Планируемые результаты.
5

В процессе освоения курса будут сформированы следующие виды универсальных
учебных действий:
Личностные результаты:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.;
 овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате освоения курса учащиеся научатся:
•
указывать хронологические рамки, периоды и даты важнейших событий
отечественной истории;
•
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
•
использовать текст исторического источника,
•
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры,
•
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории.

1.6

Трудоемкость образовательной программы составляет 27 часов в год.
6

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.
Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

1.7

II.

Содержание программы «Страницы всемирной истории»
2.1 Учебный план

№
п.п.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах
(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

1

Страницы всемирной
истории

27

0

27

Итого

27

0

27

Форма
итоговой
аттестац
ии

Участие
в
интеллек
туальной
игре

2.2 Календарный учебный график
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
13,5 учебных недель
Форма занятий: очная
2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Название раздела.
Основные темы
Когда-то была война…
Вводное занятие
Дети на войне.
Пионеры – герои. Мои
ровесники
в
тылу
врага. Мои ровесники
на фронте. Составление

Кол-во
часов
1

4

Содержание занятий
Рассказ о начале Великой отечественной войне
1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики.
«Весь народ, как один…»
Что такое оккупационный режим и как жили
взрослые и дети на тех территориях, которые были
завоеваны немцами. Партизанское и подпольное
движение. «Рельсовая война». Дети в партизанском
движении. Обсуждение темы.
7

альбома рисунков и
мини сочинений о
пионерах-героях.
Взрослые не по
годам.
Дети,
заменившие взрослых в
тылу.
Страшное слово –
концлагерь.

2

Дети, работающие за взрослых на заводах и в
сельской местности. Ответственность. Обязанность.
Тяжелая жизнь в тылу.

2

Освенцим. Дахау. Взрослые и дети в концлагерях.
Воспоминания
бывших
узников
концлагерей.
Освобождение и память.
Работа с проектной группой «Дети войны»
Сбор информации о детях, рожденных до войны
или в период войны. Переработка информации,
сортировка по годам, наведение краткой исторической
справки. Перевод в электронный вариант.
Работа с проектной группой «труженики тыла»
Сбор информации о тружениках тыла. Жизнь района в
годы ВОВ
Показ презентации.
Переработка информации, сортировка по годам и
городам, наведение краткой исторической справки.
Перевод в электронный вариант.
Битва за Москву
Сталинградская битва
Битва на Курской дуге
Битва за Берлин
Рассказ учителя о главных битвах войны. Просмотры
презентаций и отрывки из фильмов. Работа с
документами. Создание рисунков о главных битвах
войны.
Сбор информации о жизни города во время войны.
Работа с материалом в городской библиотеке.
Обсуждение.
Систематизирование
информации.
Перевод в электронный вариант.
Ордена и медали ВОВ. Характеристика. Информация о
появлении. Составление альбома с иллюстрациями.
Выставка работ.

Проект
–
исследование:
«Дети
войны» в нашем городе

2

Поволжье
войны.
тыла

5

во время
Труженики

Главные битвы войны.

Проект «Земляки
участники ВОВ»

4

-

2

Награды Великой
Отечественной.

2

Культура
во
время войны. Военные
песни.

2

Итоговая
игра
«По страницам ВОВ»

1

ИТОГО

Слушаем информацию по науке, искусству,
литературе, кинематографу в годы ВОВ. Работа с
документами. Любимые песни военных лет. Их
история. Обсуждаем, сравниваем.
Подведение итогов. Рефлексия.

27ч.

III. Организационно-педагогические условия реализации
8

программы
3.1
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню
подготовки обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение
ребёнку должно быть не менее 12,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что
содержание и виды деятельности, предусмотренные данной программой составлены
с учетом возрастных и физиологических особенностей среднего школьного возраста.
3.2.
Форма обучения – очная
3.3.
Режим занятий – 2 раза в неделю, 2 занятия в день по 40 минут,
перемена 10 минут.
3.4. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение,
учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска,
видеопроектор, а также современные проектные методики, которые позволяют
детям проявить творческую активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная,
творческая деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование,
просмотр презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или
высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности в области основного общего
образования и воспитания подростков.
IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Оценка качества проводится в виде итоговой интеллектуальной игры.
V. Методические материалы
Литература.
1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей
учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008.
2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические
рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И.
Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999.
4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/
А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974.
5. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации
поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы,
2009г.
Интернет-источники
1. www.proshkolu.ru
2. www.festival.1september.ru
3. www.nsportal.ru
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».