I. Общая характеристика программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы. 1.3 Актуальность программы 1.4 Цели и задачи программы 1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные, метапредметные, предметные результаты 1.6 Трудоемкость 1.7 Язык обучения II. 2.1. 2.2. 2.3. Учебный план Календарный учебный график Рабочая программа разделов (модулей) Организационно-педагогические условия реализации программы III. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Содержание программы Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимое для освоения программы. Форма обучения. Режим занятий Материально-технические условия реализации программы Требования к кадровым условиям реализации программы IV. Оценка качества освоения образовательной программы 4.1. Текущий контроль успеваемости 4.2. Промежуточная аттестация 4.3. Итоговая аттестация обучающихся V. Методические материалы I. Общая характеристика программы 2 1.1 Пояснительная записка Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Отличительные особенности программы заключаются в том, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью способствует организации целостного воспитательного пространства школы и социума, организации совместной деятельности. Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый россиянин. 1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ); Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); Приказом Министерства Просвещения РФ от 29.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2018 г. № 52813); Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказом Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных 3 программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; 1.3. Актуальность программы Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига. Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну. Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества 4 нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка. Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. 1.4. Цели и задачи программы Цель: Познакомить учащихся с событиями и фактами Великой Отечественной войны, не вошедшими в используемые учебники истории. Задачи курса: -Создание условий для овладения учащимися определённого уровня исторических знаний о Великой Отечественной войне. -Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с историческим материалом. -Формировать у учащихся чувство патриотизма, взаимопонимания между народами, гражданскую ответственность, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа и других народов. -Разъяснять и устранять попытки переписать или исказить историю войны в различных источниках. 1.5. Планируемые результаты. 5 В процессе освоения курса будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий: Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате освоения курса учащиеся научатся: • указывать хронологические рамки, периоды и даты важнейших событий отечественной истории; • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; • использовать текст исторического источника, • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры, • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. 1.6 Трудоемкость образовательной программы составляет 27 часов в год. 6 Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском языке. 1.7 II. Содержание программы «Страницы всемирной истории» 2.1 Учебный план № п.п. Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Объем дополнительной общеобразовательной программы в академических часах (работа обучающихся в Системе дистанционного обучения) Всего Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем Лекции Практические Итоговая занятия аттестация 1 Страницы всемирной истории 27 0 27 Итого 27 0 27 Форма итоговой аттестац ии Участие в интеллек туальной игре 2.2 Календарный учебный график Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия Продолжительность занятия: 40 минут Перемена: 10 минут 13,5 учебных недель Форма занятий: очная 2.3 Рабочая программа разделов (модулей) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Название раздела. Основные темы Когда-то была война… Вводное занятие Дети на войне. Пионеры – герои. Мои ровесники в тылу врага. Мои ровесники на фронте. Составление Кол-во часов 1 4 Содержание занятий Рассказ о начале Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики. «Весь народ, как один…» Что такое оккупационный режим и как жили взрослые и дети на тех территориях, которые были завоеваны немцами. Партизанское и подпольное движение. «Рельсовая война». Дети в партизанском движении. Обсуждение темы. 7 альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях. Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу. Страшное слово – концлагерь. 2 Дети, работающие за взрослых на заводах и в сельской местности. Ответственность. Обязанность. Тяжелая жизнь в тылу. 2 Освенцим. Дахау. Взрослые и дети в концлагерях. Воспоминания бывших узников концлагерей. Освобождение и память. Работа с проектной группой «Дети войны» Сбор информации о детях, рожденных до войны или в период войны. Переработка информации, сортировка по годам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант. Работа с проектной группой «труженики тыла» Сбор информации о тружениках тыла. Жизнь района в годы ВОВ Показ презентации. Переработка информации, сортировка по годам и городам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант. Битва за Москву Сталинградская битва Битва на Курской дуге Битва за Берлин Рассказ учителя о главных битвах войны. Просмотры презентаций и отрывки из фильмов. Работа с документами. Создание рисунков о главных битвах войны. Сбор информации о жизни города во время войны. Работа с материалом в городской библиотеке. Обсуждение. Систематизирование информации. Перевод в электронный вариант. Ордена и медали ВОВ. Характеристика. Информация о появлении. Составление альбома с иллюстрациями. Выставка работ. Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе 2 Поволжье войны. тыла 5 во время Труженики Главные битвы войны. Проект «Земляки участники ВОВ» 4 - 2 Награды Великой Отечественной. 2 Культура во время войны. Военные песни. 2 Итоговая игра «По страницам ВОВ» 1 ИТОГО Слушаем информацию по науке, искусству, литературе, кинематографу в годы ВОВ. Работа с документами. Любимые песни военных лет. Их история. Обсуждаем, сравниваем. Подведение итогов. Рефлексия. 27ч. III. Организационно-педагогические условия реализации 8 программы 3.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимое для освоения программы. Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно быть не менее 12,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и физиологических особенностей среднего школьного возраста. 3.2. Форма обучения – очная 3.3. Режим занятий – 2 раза в неделю, 2 занятия в день по 40 минут, перемена 10 минут. 3.4. Материально-технические условия реализации программы Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература. По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность. Виды деятельности: Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр презентаций, работа в тетради. Перечень оборудования: • учебная литература; • аудио и видео файлы; • компьютер, проектор, интерактивная доска. 3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области основного общего образования и воспитания подростков. IV. Оценка качества освоения образовательной программы Оценка качества проводится в виде итоговой интеллектуальной игры. V. Методические материалы Литература. 1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. 2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999. 4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. 5. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г. Интернет-источники 1. www.proshkolu.ru 2. www.festival.1september.ru 3. www.nsportal.ru 9