Занимательный русский язык

1

Содержание:
I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативно-правовые основания разработки программы.
1.3 Актуальность программы
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы: личностные,
метапредметные, предметные результаты
1.6 Трудоемкость
1.7 Язык обучения
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа разделов (модулей)
III.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание программы

Организационно-педагогические условия
реализации программы

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Форма обучения.
Режим занятий
Материально-технические условия реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы
IV. Оценка качества освоения образовательной программы

4.1. Текущий контроль успеваемости
4.2. Промежуточная аттестация
4.3. Итоговая аттестация обучающихся
V.

Методические материалы

2

I.

Общая характеристика программы

1.1 Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и
творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в
интеллектуальных играх, обучение написанию сочинений.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва
достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно
недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель
интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности,
содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее
происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших
школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и
обучения учащихся. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда
уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого
развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты
проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой
компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм
речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и
письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и
отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск
соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у
детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к
проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен.
Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных
на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому разработана программа курса
«Развитие речи» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без
увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким- то
количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности,
выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная
учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных
условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности:
слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию
и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время
внеурочных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих
способностей у младших школьников. Программа «Знайки» составлена с учетом
имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию
речи младших школьников.

1.2Нормативно-правовые основания разработки программы.
Программа разработана на основе следующих документов:
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
3

•
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, http://edu.crowdexpert.ru/results-noo);
•
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
•
планируемых результатов начального общего образования;
•
авторской программы Соколовой Т.Н., с использованием учебно-методического
комплекта курса «Школа развития речи»;
1.3 Актуальность программы
Актуальность и новизна предлагаемой программы заключается в том, что в ней
сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения,
направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи,
устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты»
родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим
образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это
понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного
использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих
учащихся. Узнавая определенные речевые сведения, дети постоянно сами создают
речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации
курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

1.4 Цели и задачи программы
Целью
программы
является
создание
условий
для
формирования
интеллектуальной активности, развитие устной и письменной речи, создание условий для
формирования языковой компетенции младших школьников.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у
ребенка- задача важная, но очень непростая. Важные компоненты ее- это написание
сочинений и изложений. Образная, яркая, логически построенная речь - основной
показатель интеллектуального уровня ребенка.
Задачи программы:
образовательные:
совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, письма и чтения;
формирования умений правильно, содержательно и убедительно
высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для
общего и речевого развития, реализации творческих способностей;
создавать условия для развития умения писать сочинения и изложения;
обучать младших школьников работе с различными источниками;
информации;
развивающие:
способствовать расширению кругозора;
развивать мотивацию к познанию и творчеству;
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
развивать внимание к языку, к фразам и словосочетаниям;
4

развитие психических функций (память, внимание, восприятие, мышление,
эмоциональная сфера);
развитие моторики (общей и мелкой);
ознакомление с окружающей действительностью;
воспитательные:
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую
работу;
обеспечение эмоционального благополучия детей.
Основные принципы, положенные в основу программы:
-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
-систематичности и последовательности – знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является
ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления
детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний:
русского языка, литературы, изобразительного искусства, окружающего мира. Особое
внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, развитие
речи.
Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не
просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают,
расшифровывают, составляют. При этом идѐт развитие основных интеллектуальных
качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать,
абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания ,
воображение, речь, расширяется словарный запас.
Основные виды деятельности:
разным отраслям знаний

5

1.5 Планируемые результаты освоения программы:
личностные, метапредметные, предметные результаты
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:

ей возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
6

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся научатся:
понимать, что такое многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
понимать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
различать стили речи: разговорный и книжный;
различать типы текстов;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,
мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,
используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала
его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах тестирование; практические работы; творческие работы
учащихся; контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить
в ходе осуществления деятельности.
7

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. Для
оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения
тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем
эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным
дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).

1.6

Трудоемкость образовательной программы составляет 170 часов в год.

Трудоёмкость настоящей образовательной программы включает все виды учебной работы
обучающегося, а также время, отводимое на текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию.

1.7

Язык обучения Обучение по образовательной программе ведется на русском
языке.

Содержание программы

II.
2.1 Учебный план
№
п.п
.

Наименование учебных
предметов, курсов,
дисциплин (модулей)

Объем дополнительной
общеобразовательной программы в
академических часах

Форма
промежуточной
аттестации

(работа обучающихся в
Системе дистанционного обучения)
Всего
Работа обучающихся во взаимодействии
с преподавателем
Лекции
Практические
Итоговая
занятия
аттестация

1
2
3
4

Занимательный русский
язык– 1 год обучения
Занимательный русский
язык– 2 год обучения
Занимательный русский
язык– 3 год обучения
Занимательный русский
язык– 4 год обучения
Итого

170

0

170

Тестирование

170

0

170

Тестирование

170

0

170

Тестирование

170

0

170

Тестирование

0

720

720

8

2.2
Календарный учебный график
Режим занятий: 5 раз в неделю по 1 занятию
Продолжительность занятия: 40 минут
Перемена: 10 минут
№
п.п.
1.

Наименование учебных
предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
Занимательный русский язык
Всего:

Количество
часов
170
170

Период обучения/недели
34 недели обучения
34 недель обучения

2.3 Рабочая программа разделов (модулей)
1 год обучения.
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание
нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова.
Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову
слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного
слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к
данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным
знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между
словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение:
исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова.
Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение
9

по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение
интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание.
Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста.
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по
опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление
деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова –
выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения,
благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

2 год обучения
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и
высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для
выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически
ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы.
Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые
слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое
значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное
значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное
выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение
использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов
описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение
редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или
порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые
слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
10

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать
вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
В результате занятий по курсу ученики научатся:
запомнят многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
узнают изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
различать стили речи: разговорный и книжный;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
восстанавливать деформированный текст;
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
составлять планы различных видов.

3 год обучения
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и
диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка:
метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов
и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при
цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
11

Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение
дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
В результате занятий по курсу ученики научатся:
запомнят многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
узнают изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
будут различать стили речи: разговорный и книжный;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

4 год обучения
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст –
диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;
отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –
сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки,
афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом
лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным
оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложении.
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с
определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение
интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.
План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном
стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение
типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами
12

оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле,
художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства
связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного
времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме,
проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с
параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять
элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной
структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции
и средств межфразовой связи.
В результате занятий по курсу ученики научатся:
узнают многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
будут различать изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры,
сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
узнают иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое,
сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи
предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с
однородными членами и наоборот.
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств
межфразовой связи.

III. Тематическое планирование
1 год обучения -170 ч.
№п/п
1
2

Название темы
Раздел 1. Речь
Речь.
Тише, громче.

Кол-во часов
5ч
5ч

Раздел 2. Слово
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18

Слова, слова, слова.
Озорные буквы.
Слова играют в прятки.
Слово и его значение.
Прямое и переносное значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
Тематические группы слов.
Наш цветной мир.
Что на что похоже?
Голоса природы.
Проверим себя.
Загадки.
Раздел 3. Культура общения
13

5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
10ч
5ч
5ч
5ч

19
Культура речи.
20
Вежливые слова. Пословицы.
21-22 Учимся рассуждать.
Раздел 4. Текст
23-24 Текст. Заглавие текста. Тема текста.
25
Опорные слова
26-27 Мы строим текст.
28-29 План текста.
30
Проверим себя.

10ч
10ч
10ч
10ч
10ч
10ч
10ч
10ч

2 год обучения – 170 ч.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Название темы
Раздел 1. Слово
Слово. Значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы.
Омофоны, омоформы
Синонимы
Антонимы
Фразеологизмы.
Пословицы.
Загадки.
Изобразительные средства языка. Сравнение.
Изобразительные средства языка. Олицетворение
Раздел 2. Предложение и словосочетание
Связь между предложениями в тексте
Связь между частями текста
Работа с деформированным текстом
Раздел 3. Текст
Текст. Тема текста. Заглавие.
Текст и опорные слова.
Проверим себя.
План. Составление плана.
Виды плана.
Редактирование текста
Типы текста. Описание
Текст – сравнительное описание.
Типы текста. Повествование
Типы текста. Рассуждение
Раздел 4. Культура общения
Сочинение на тему «Мой выходной день».
Повторение пройденного .
Материал для КВН, викторин, конкурсов.

Кол-во часов
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
10ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
10ч
10ч
10ч
10ч
10ч
5ч
5ч
10ч

3 год обучения – 170 ч.
№п/п Название темы

Кол-во часов
Раздел 1. Слово

1

Многозначные слова.

5ч
14

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18
19
20-21
22
23-24
25-26
27
28
29
30

Омонимы, омоформы, омофоны
Фразеологизмы.
Сравнения.
Олицетворения.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Эпитеты.
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Откуда приходят слова.
Этимология.
Как тебя зовут?
Наши фамилии
Топонимы
Устаревшие слова
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Проверим себя.
Раздел 2. Текст
Типы текстов.
Темы текстов. Опорные слова.
Связь предложений в тексте.
Цепная связь предложений в тексте
Параллельная связь предложений в тексте
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
Единый временной план текста.
Раздел 3. Стили речи
Стили речи.
Культура общения.
Научный стиль.
Словари. Проверь себя.

5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
10ч
5ч
5ч
5ч
5ч
10ч
5ч
10ч
10ч
5ч
5ч
5ч
5ч

4 год обучения – 170 ч.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Название темы
Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры
Фразеологизмы.
Диалектизмы.
Сравнение, эпитеты, олицетворение .
Метафора.
Пословицы и поговорки. Афоризмы.
Сочинение по пословице.
Анализ сочинений по пословицам.
Художественный стиль. Общее понятие.
Сочинение – пейзажная зарисовка.
Рифма.
Диалог и монолог.
Драматические импровизации.
Композиция текста. Основные элементы композиции.
Композиция. Работа с деформированным текстом.
Творческая работа.
Сочинение – миниатюра в художественном стиле.
15

Кол-во часов
10ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
10ч
5ч
10ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
10ч

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

III.

5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч

Творческая работа
Публицистический стиль.
Газетно – публицистический стиль.
Деловая игра «Вёрстка газеты».
Официально – деловой стиль..
Тезисы. Конспект.
Аннотация.
Я пишу письмо.
Личный дневник.
Сочинение «Мои любимые стихи».
Сочини сценарий для мультфильма.
Конкурс на лучшее название конфет.
Обобщение. Проверим себя.

Организационно-педагогические условия
реализации программы

3.1 Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимое для освоения программы.
Данная программа не предусматривает каких-либо требований к уровню подготовки
обучающихся, кроме возрастных. На момент поступления на обучение ребёнку должно
быть не менее 6,5 лет. Данное требование обусловлено тем, что содержание и виды
деятельности, предусмотренные данной программой составлены с учетом возрастных и
физиологических особенностей начального школьного возраста.
3.2.
3.3.
3.4.

Форма обучения - очная
Режим занятий – 5 занятий в неделю, 1 занятие в день по 40 минут.
Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы
и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, а
также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую
активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая
деятельность, слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр
презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
• учебная литература;
• аудио и видео файлы по литературному чтению;
• компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.5. Требования к кадровым условиям реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
16

опытом практической деятельности в области начального общего образования и
воспитания младших школьников.

IV. Оценка качества освоения образовательной программы
Текущий
 Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения

Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
 Рефлексивный, контроль обращѐнный на ориентировочную основу, план действия ,
опирающийся на понимание принципов его построения;
 Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом
Итоговый контроль в форме:
 Тестирования
 Практической работы
 Творческих работ учащихся
 Проекты

V. Методические материалы



Данная рабочая программа, ориентирована на работу с учебниками





1класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Школа развития речи. 1 класс. Соколова
Т.Н.-М.: РОСТ - книга
2 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Школа развития речи. 2 класс. Соколова
Т.Н.-М.: РОСТ - книга
3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Школа развития речи. 3 класс. Соколова
Т.Н.-М.: РОСТ - книга
4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Школа развития речи. 4 класс. Соколова
Т.Н.-М.: РОСТ - книга

Литература для учителя.
1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –
М.: Учпедгиз, 1963
2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
17

10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение, 1990.
11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская
литература, 1965.
12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского
языка. – Киев: 1968
20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
22. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.:
Просвещение,1985
23. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
24. Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.:
Просвещение, 1978


18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».